2. Признаки перенесенного ребенком сексуального насилия
--------------------------------
<4> По материалам ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Борисенко Е.В., Дворянчиков Н.В., 2023); ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Минздрава России (Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Ткаченко А.А., 2023); ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени Б.М. Бехтерева" Минздрава России (Гучетлев Р.Р., Тхагова Ф.Р., 2020; Лобынцева К.Г., Малеева О.С., Гляненко Д.А., 2022).
У детей, переживших сексуальное насилие, часто наблюдаются изменения эмоционально-волевой сферы, специфические поведенческие реакции, происходят изменения мотивационно-потребностной сферы, наблюдается несоответствие ее возрастным характеристикам. Такие дети демонстрируют несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении. Иногда у детей, переживших сексуальное насилие, наблюдаются нарушения познавательной сферы и педагогическая запущенность. При этом некоторые из последствий могут быть отсрочены на годы, и насилие над детьми вызывает формирование своего рода "цикла насилия" в виде передачи агрессивного поведения из поколения в поколение. Реагирование ребенка на факт сексуального насилия зависит от его возраста на момент произошедших событий, индивидуально-психологических особенностей, психосексуального развития и условий совершения акта (было ли насилие разовым или продолжительным и др.).
О том, что ребенок стал жертвой сексуального насилия, могут свидетельствовать многие признаки, как относительно однозначные (телесные повреждения, заболевания), так и косвенные (особенности поведения, реакций).
Дети, подвергшиеся насилию, часто имеют характерные особенности развития и поведения. Поведенческие и эмоциональные проявления ребенка в обыденных ситуациях могут указать на возможный перенесенный им опыт насилия даже в отсутствие явных физических признаков.
Вместе с тем, важно понимать, что отдельные поведенческие признаки имеют, как правило, неспецифический характер и должны рассматриваться не изолированно, а совместно с другими характеристиками ребенка и иной имеющейся информацией.
Также следует помнить, что вывод одного специалиста о совершенном сексуальном насилии выходит за пределы только его компетенции, а значит, может быть ошибочным и даже навредить ребенку (и его семье).
Однако незамедлительно надо обратить внимание на ребенка и его ситуацию развития в случаях, если о нем становится известной определенная информация:
- Ребенок уже имеет опыт перенесенного сексуального насилия в прошлом.
- Сверстники знают, что ребенок вовлечен в сексуальную эксплуатацию.
- Ребенок находится в романтических отношениях с кем-то, кто значительно старше по возрасту.
- Ребенок встречается с человеком, с которым познакомился в сети Интернете.
- У ребенка в телефоне или на других устройствах имеются "откровенные" фотографии или видео с самим собой или другими детьми.
- У ребенка появляются деньги, подарки, вещи неизвестного происхождения.
- Ребенка подвозят на машине или высаживают неизвестные люди.
- Ребенок передает кому-то деньги.
- По реакциям и поведению ребенка создается впечатление, что кто-то контролирует его, ограничивает общение с семьей или с друзьями.
Педагоги, классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи образовательных организаций должны обращать внимание на изменения и особенности в коммуникативной, регулятивно-поведенческой, эмоционально-волевой сферах, которые часто встречаются у детей, перенесших насилие:
- Прогуливает занятия в образовательной организации и/или предпринимает неоднократные попытки сбежать из дома или не желает возвращаться домой.
- Внезапно теряет интерес к любимым занятиям, резко изменяется успеваемость (гораздо лучше или гораздо хуже).
- Проявляет внезапную замкнутость, подавленность, изоляцию, отстраненность, уход в себя; нежелание принимать участие в подвижных играх.
- Часто, не ожидая, что кто-нибудь его утешит; при затруднениях не обращается за помощью к взрослым.
- Отказывается переодеваться в присутствии других (например, в школьной раздевалке во время занятий физкультурой, на медицинских осмотрах).
- Ведет себя излишне насторожено, испытывая страх перед любыми физическими контактами (вжимает голову в плечи, съеживается, вздрагивает, выходит из помещения, пытается уйти, когда видит приближающегося взрослого).
- Проявляет резкие, беспричинные перемены в отношении конкретного человека или места ("Я ненавижу дядю Петю", "Я не могу ездить в лифте", "Я больше не пойду на футбол") или, наоборот, чрезмерную зависимость от кого-то.
- Демонстрирует диссоциативные реакции <5>: "Я стою рядом и смотрю, как что-то происходит со мной..." или "Я нахожусь далеко от места действия...", "Я смотрю фильм про себя...".
--------------------------------
<5> Диссоциативные реакции - нарушения, при которых наблюдается дезинтеграция разных сфер психики (сознания, памяти, чувств и др.). Это защитная реакция при тяжелых, личностно остро непереносимых стрессовых ситуациях, психотравмах (в том числе физическом, эмоциональном, сексуальном насилии). При этом возможна потеря воспоминаний, ощущение чуждости своего тела, утрата идентичности, измененные состояния сознания (личность как бы разделена на две или более частей - с "переключением", сменой в определенные моменты одной части на другую).
- Строит повествование в третьем лице: "Я знаю одну девочку, она...".
- Проявляет состояние "холодной наблюдательности"; не выражает никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно следя за тем, что происходит вокруг.
- Ведет себя отстраненно, не проявляет любопытства, замкнут или чрезмерно уступчив; проявляет ощутимые затруднения в коммуникации с другими людьми.
- Проявляет полное смирение, покорность, не делая попыток защитить себя, сопротивляться грубости и агрессии в отношении себя.
- Демонстрирует снижение самооценки; отвращение, стыд, вину, недоверие, чувство собственной испорченности.
- Проявляет жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей).
- Проявляет возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком "взрослое" поведение.
- Проявляет утрату туалетных навыков (чаще у детей младшего возраста).
- Демонстрирует равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой (изменение внешнего вида в сторону ухудшения, появления несвойственной ранее неряшливости, мешковатой одежды, скрывающей привлекательность).
- Не проявляет здоровой привязанности к близким (или противоречивые чувства к ним, отчуждение от братьев и сестер), при этом может "льнуть" к незнакомым людям.
- Демонстрирует признаки ролевой инверсии <6>, например, начинает "опекать" своих родителей: старается удовлетворять их желания и потребности, чрезмерно беспокоится, когда родитель плохо себя чувствует или в плохом настроении.
--------------------------------
<6> Инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) - психологический процесс, проявляющийся в изменении мыслей, эмоций, воспоминаний, поведения человека. Инверсия может возникнуть как результат стрессовых ситуаций, психологических травм, а также как защитный механизм психики. Ролевая инверсия в семье - это изменение этих ролей на нетипичные и даже противоположные. В данном случае, например, ребенок как бы становится "родителем" собственным родителям, сын или дочь берут на себя, соответственно, роли отца или матери и т.д.
- Проявляет саморазрушающее поведение: употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям.
- Демонстрирует мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
У подвергшегося насилию ребенка могут наблюдаться невротические и психосоматические проявления:
- Головная боль, боли в области желудка и сердца.
- Расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
- Признаки посттравматического стрессового расстройства (далее - ПТСР), например, оцепенение в ответ на внезапный раздражитель - звонок или сообщение в мессенджере, дезорганизованные мысли, тошнота, парализующая тревожность, внезапное заикание, истерия, смятение и плач, острая чувствительность к реакциям других людей, фобии, нарушения сна и т.п.
Специалистам, работающим с детьми, необходимо обращать внимание на ставшие им известными или замеченные (в соотнесении с возрастными особенностями развития) изменения в выражении сексуальности ребенка.
- Странные, необычные или не соответствующие возрасту познания в сексуальной сфере, которыми обычно дети их возраста не обладают.
- Чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания (сексуализированные игры, мастурбация, имитация сексуальной активности с другими детьми или взрослыми, трение о тело взрослого и т.д.).
- Сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями.
- Соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым.
Вероятными маркерами перенесенного сексуального насилия (каждый из которых в любом случае требует незамедлительной помощи ребенку) служат такие явные признаки, проявляющиеся во внешности и физическом состоянии (если они будут очевидны или о них станет известно прямым или косвенным образом):
- Окровавленное, порванное или испачканное нижнее белье.
- Повреждение мягких тканей груди, ягодиц, нижней части живота, бедер и др.
И, безусловно, основанием для безотлагательного соответствующего реагирования являются такие выявленные при медицинских осмотрах факты (и это относится к полномочиям медиков), как:
- Заболевания, передающиеся половым путем.
- Иные физические/физиологические признаки.
Однако важно отметить, что некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют внешних, "медицинских" следов.
Важно помнить, что приведенные выше признаки могут проявляться вследствие перенесенного насилия или психологических травм разного рода. Поэтому всегда требуется выяснять конкретные причины этих проявлений и обстоятельства возможных травмирующих событий.
У ребенка могут быть самые разные источники стресса и изменений в поведении. Также какие-то поведенческие проявления могут быть подражанием действиям других детей, результатом получения информации сексуализированного характера от сверстников или из иного случайного источника и т.п. Таким образом, всегда следует осторожно, но тщательно выяснять, какие факторы способствовали возникновению тех или иных особенностей/изменений поведения ребенка.
Вместе с тем, у детей, подвергающихся насилию и эксплуатации, не обязательно могут быть выражены все или большинство из перечисленных выше признаков. Взятые в отдельности, эти признаки могут наблюдаться и при различных иных проблемах. Тем не менее, обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных признаков является основанием для разговора с ребенком и сбора дополнительной информации. Даже если ребенок не подвергается сексуальному насилию, эти признаки говорят о наличии серьезного психологического неблагополучия и требуют вмешательства соответствующих специалистов.
Подчеркнем, что задача педагогических работников образовательной организации - постараться заметить признаки перенесенного ребенком сексуального насилия и, по возможности, провести с ним первичную беседу, цель которой - не в том, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации, а в том, чтобы оценить необходимость и способствовать общению ребенка со специалистом, имеющим соответствующую психологическую квалификацию - педагогом-психологом образовательной организации или специалистом центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-центр).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875