III. Потенциальный экономический эффект от выполнения ККР

В результате выполнения ККР осуществляется внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках (на подготовительном этапе в рамках деятельности кадастрового инженера, осуществляющего подготовку КПТР), уточнение границ земельных участков, а также государственный кадастровый учет земельных участков общего пользования.

В результате отражения границ всех указанных земельных участков в ЕГРН осуществляется процесс определения территорий, из которых могут быть образованы новые земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, которые могут быть вовлечены в оборот по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации. Такие земельные участки могут быть предоставлены в собственность за плату (в том числе на торгах), а также в аренду (в том числе на торгах). В частности, стартовой ценой на торгах может быть кадастровая стоимость земельного участка, а в случае его предоставления в аренду - 1,5% кадастровой стоимости. По общему правилу свободные от застройки земельные участки для строительства предоставляются только в аренду, а земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд также, могут предоставляться в собственность на торгах в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Расчет минимального потенциального дохода соответствующего уровня бюджета бюджетной системы от предоставления земельных участков в аренду рассчитывается по формуле:

Рисунок 6, где

Рисунок 7 - кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка с подходящим видом разрешенного использования;

S - площадь выявленных земель, которые можно вовлечь в оборот.

Расчет минимального потенциального дохода соответствующего уровня бюджета бюджетной системы от предоставления земельных участков как в собственность, так и в аренду рассчитывается по формуле:

Рисунок 8

Если у земельного участка нет точных границ, то это создает для его правообладателя высокие риски нарушения прав, вплоть до фактического лишения права владения и пользования, поскольку в отсутствии сведений о земельном участке в ЕГРН органы государственной власти и органы местного самоуправления могут принять соответствующую территорию за свободную и предоставить его третьему лицу. Соответственно, ККР имеют своей целью также защиту прав граждан и организаций на земельные участки, которые им принадлежат, но не имеют точных границ. В этой связи предлагается посчитать социально-экономический эффект по формуле:

Рисунок 9, где

Эсэ1 - социально-экономический эффект от земельных участков, границы которых уточнены;

КСn - кадастровая стоимость n-го земельного участка, границы которого уточнены (защищены права).

Если у земельного участка нет точных границ или в сведениях о границах, содержащихся в ЕГРН, имеется реестровая ошибка, это приводит к необходимости правообладателей за собственный счет заказывать кадастровые работы в индивидуальном порядке, что по стоимости существенно выше, чем проведение ККР. Данный социально-экономический эффект от уточнения границ земельных участков и исправления реестровых ошибок также может определяться как экономия граждан на выполнение кадастровых работ и рассчитывается по формуле:

Рисунок 10, где

Эсэ2 - социально-экономический эффект от исправления реестровых ошибок;

ССТинд - средняя стоимость индивидуальных кадастровых работ в субъекте Российской Федерации в отношении одного объекта недвижимости;

ССТккр - средняя стоимость ККР в субъекте Российской Федерации в отношении одного объекта недвижимости.