- Рекомендована психолого-педагогическая помощь всем детям с нарушениями слуха, в том числе:
- на этапе диагностики (для оценки уровня развития слуха и речи, подтверждения степени тугоухости),
- до начала слухопротезирования, в его процессе, в период адаптации к СА/КИ/СМСИ, показаны консультации и коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, логопедом и психологом с использованием семейно-центрированного подхода;
- детям с долингвальной тугоухостью показаны занятия по развитию слухового восприятия с СА/КИ/СМСИ, развитию/коррекции устной речи, коммуникативных навыков и других психических функций;
- детям с постлингвальной тугоухостью показаны занятия по развитию слухового восприятия с использованием ТСР и формированию компенсаторных стратегий поведения в сложных акустических условиях;
- всем детям показана оценка эффективности слухопротезирования сурдопедагогическими методами; показаны консультации сурдопедагога и психолога родителям ребенка, другим членам семьи, заботящимся о ребенке, и опекунам, по вопросам, связанным с повышением эффективности использования ТСР, психологической поддержке ребенка, включая обучение близких ребенка навыкам общения с ребенком с нарушением слуха, в том числе, с использованием альтернативных средств коммуникации (при необходимости), воспитания и развития ребенка в ежедневных ситуациях общения, обучения ребенка, самостоятельным занятиям по развитию слухового восприятия и устной речи у ребенка с СА/КИ/СМСИ.
- детей до 3-летнего возраста желательно обеспечить непрерывность сурдопедагогических занятий в сурдологических центрах, центрах реабилитации и/или детских образовательных учреждениях [45 - 47, 70].
Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 5).
Комментарии: психолого-педагогическая помощь ребенку с нарушением слуха включает:
- оценку уровня слухоречевого развития на этапе диагностики тугоухости;
- адаптацию ребенка к ношению СА/КИ/СМСИ и восприятию звуков/речи в ТСР;
- помощь сурдопедагога врачу-сурдологу-протезисту в определении оптимальных параметров настройки СА/КИ/СМСИ при первичном протезировании, при коррекции настройки и замене СА/КИ/СМСИ, создании условий для постоянного использования ТСР ребенком;
- развитие/восстановление слухового восприятия звуков и речи с помощью СА/КИ/СМСИ у ребенка после слухопротезирования на коррекционноразвивающих занятиях с сурдопедагогом/логопедом/медицинским логопедом;
- развитие/коррекцию устной речи, языковой системы, коммуникативных навыков и других высших психических функций у ребенка с СА/КИ/СМСИ с учетом дополнительных первичных нарушений развития, выявленных у ребенка на коррекционно-развивающих занятиях с сурдопедагогом/логопедом;
- сурдопедагогическую оценку эффективности слухопротезирования и использования ребенком ТСР для развития слухового восприятия и устной речи, в том числе в ежедневных ситуациях, выявление проблем использования СА/КИ/СМСИ и помощь в решении этих проблем;
- предотвращение и коррекцию вторичных нарушений развития психических функций у ребенка со снижением слуха;
- формирование у ребенка с нарушением слуха компенсаторных стратегий поведения при восприятии речи в сложных акустических условиях;
- психологическую помощь ребенку с нарушением слуха, обучающемуся в различных образовательных условиях (в коррекционных и общеобразовательных);
- психологическую поддержку и помощь близким ребенка в умении принимать информированное решение по вопросам (ре)абилитации, развития, обучения воспитания ребенка с нарушением слуха;
- консультирование близких ребенка по вопросам ухода и использования ТСР, повышения эффективности использования ТСР для развития у ребенка слухоречевого восприятия, устной речи, коммуникативных и других навыков, вопросам коммуникации с ребенком, включая, при необходимости, альтернативные средства коммуникации, вопросам развития и обучения ребенка во время ежедневных дел, созданию благоприятных условий для развития слуховых, речевых, языковых, коммуникативных навыков у ребенка с нарушенным слухом;
- обучение близких ребенка самостоятельным занятиям по развитию
- Слухоречевого восприятия, устной речи, языковым и коммуникативным навыкам у ребенка с СА/КИ/СМСИ в домашних условиях.
Детям с долингвальной тугоухостью разного типа и степени, использующие СА всех типов (в том числе при замене СА), а также КИ/СМСИ желательно обеспечить:
- Коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом/учителем-дефектологом (сурдопедагогом) (развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи у ребенка с СА/КИ/СМСИ; определение оптимальных параметров настройки и режимов использования ТСР; развитие и коррекция произносительной стороны устной речи, языковой системы, речевых коммуникативных навыков; оценка эффективности слухопротезирования сурдопедагогическими методами; обучение ребенка и его родителей/опекунов использованию и уходу за ТСР; консультирование родителей/опекунов ребенка по вопросам, связанным с повышением эффективности использования ТСР; при необходимости обучение ребенка и его родных использованию альтернативных средств коммуникации) - 1 - 5 раз в неделю в течение 1 - 7 лет в зависимости от степени снижения слуха и типа ТСР;
- Коррекционно-развивающие занятия с медицинским логопедом/учителем-дефектологом (логопедом): диагностические процедуры; индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленных на:
- формирование, развитие, реализацию их речевых умений и навыков, с учетом возможностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- реализацию деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения пациентов;
- социальную и речевую адаптацию пациента в условиях новой или мало знакомой коммуникативной среды;
- на снижение риска прогрессирования нарушений речи совместно с родителями пациентов (лицами их заменяющих);
- интерактивное включение родителей (законных представителей) пациентов в развивающие мероприятия.
- Индивидуальные занятия логопеда:
- диагностические и консультативные (с родителями пациентов и лицами их заменяющих) мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию логопеда;
- проведение логопедического массажа (категория: пациенты дошкольного, младшего школьного возраста;
- проведение логопедических зарядок/упражнений;
- проведение работы по подготовке, при активизации речевых возможностей пациентов, к участию в различных развивающих мероприятиях, социально-коммуникативной направленности.
- проведение коррекционно-развивающих занятий, в том числе, с элементами фонетической/логопедической ритмики;
- подготовку проведения развивающих мероприятий (определение содержания, вида, отбор/подбор используемого речевого материала с учетом индивидуальных возможностей каждого пациента) развивающей, социально-коммуникативной направленности (тематических, праздничных, познавательно-развлекательных и т.д.).
- Консультации и занятия с психологом/педагогом-психологом по развитию и коррекции у ребенка высших психических функций (мышление, память, внимание, эмоционально-волевые процессы и др.), развитию игровой деятельности, соответствующей этапу возрастного развития ребенка; коррекции нарушений эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности; формированию у ребенка компенсаторных стратегий поведения, предречевых и речевых коммуникативных навыков; консультирование родителей/опекунов ребенка по вопросам, связанным с развитием, обучением, воспитанием, психологической поддержкой ребенка с нарушением слуха; - 1 - 50
- консультаций/занятий (по рекомендации врача-педиатра, врача-сурдолога и сурдопедагога);
- При организации на базе сурдологического центра курсов слухоречевой реабилитации детей с ТСР в структуре курсов должны быть предусмотрены занятия по музыкальной стимуляции, а также групповые занятия с детьми по развитию слуха, речи, речевых коммуникативных навыков в промежутках между индивидуальными занятиями с сурдопедагогом, логопедом и психологом.
Детям с постлингвальной тугоухостью разного типа и степени, использующие СА всех типов (в том числе при замене СА), а также КИ/СМСИ желательно обеспечить:
- Консультации и занятия с сурдопедагогом/учителем-дефектологом (сурдопедагогом) (адаптация ребенка к восприятию звуков и речи с помощью СА/КИ/СМСИ, развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи с ТСР, определение оптимальных параметров настройки и режимов использования ТСР, оценка эффективности слухопротезирования сурдопедагогическими методами, обучение ребенка и родителей/опекунов уходу и использованию ТСР) - 1 - 100 занятий в зависимости от степени снижения слуха и типа ТСР;
- Коррекционно-развивающие занятия с медицинским логопедом/учителем-дефектологм (логопедом): диагностические процедуры; индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на восстановление речевых навыков, коррекцию дефектов речи и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, с помощью таких процедур как логомассаж, артикуляционная гимнастика, логоритмика, кинезиотейпирование, миофункциональная терапия, фонетическая ритмика, вызывание/постановка/автоматизация
- звукопроизношения, формирование фразовой и связной речи, нормализация просодических характеристик речи, консультативные мероприятия для родителей/опекунов с целью включения их в коррекционный процесс - 1 - 100 занятий в зависимости от степени снижения слуха и типа ТСР;
- Консультации психолога/педагога психолога (коррекция психологических последствий снижения слуха у ребенка; формирование у ребенка компенсаторных стратегий поведения; развитию игровой деятельности, соответствующей этапу возрастного развития ребенка; коррекция нарушений в эмоционально-волевой и мотивационной сфере, связанных с нарушением слуха; консультирование родителей/опекунов ребенка по вопросам, связанным с развитием, обучением, воспитанием, психологической поддержкой ребенка с нарушением слуха, эффективной коммуникацией с ребенком в ежедневных ситуациях) - 1 - 10 консультаций (по рекомендации врача-сурдолога и сурдопедагога).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875