- Рекомендуется пациентам с выявленной тугоухостью неясной этиологии и/или односторонней тугоухостью проведение компьютерной томографии (КТ) височных костей (с шагом не более 0,6 мм) для исключения аномалий развития внутреннего уха, изменений внутреннего слухового прохода и оссификации лабиринта, и по показаниям проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга (мостомозжечковый угол) и внутреннего уха - для исключения гипо/аплазии и объемных образований слухового нерва [39 - 44], фиброзной облитерации и ликворных свищей лабиринта, и поражений центральных отделов слухового анализатора.
Уровень убедительности рекомендаций B (уровень достоверности доказательств - 2)
Комментарии: методы трехмерной визуализации являются основными в диагностике пороков развития слухового анализатора, требующих особой программы реабилитации.
- Рекомендовано проведение оценки слухоречевого, когнитивного и коммуникативного развития ребенка с нарушением слуха с целью оценки общего развития ребенка [45 - 50].
Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 5)
Комментарии: оценку слухоречевого развития ребенка проводит сурдопедагог с использованием одного или нескольких опросников. Опросники должны соответствовать возрасту, уровню развития ребенка и цели тестирования, возможно применять следующие шкалы [45 - 50]:
- Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (LittlEARS);
- Шкала "Уровни развития слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха";
- Шкала "Уровни разборчивости речи ребенка с нарушением слуха";
- PEACH (Родительские наблюдения за слухоречевым развитием ребенка);
- Макартуровский опросник для оценки лексического развития.
Сурдопедагогическое тестирование включает оценку слухового восприятия звуков речи у ребенка с использованием метода наблюдений и формализованных тестов батареи тестов "Оценка слухоречевого развития ребенка с КИ/СА" (EARS), а также речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка [45].
Оценку общего развития ребенка, в том числе когнитивного, коммуникативного, проводится специалистом (предпочтительно психологом), для этой цели возможно использовать нижеперечисленные анкеты [51 - 56]:
- Шкала KID для оценки развития ребенка до 16 месяцев;
- Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес;
- Анкета M-CHAT для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия;
- тест Векслера для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 4 лет;
- матрица Равена для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 5
Для выявления дополнительных нарушений развития ребенка и построения индивидуальной программы слуховой (ре)абилитации рекомендуется использование одного или нескольких опросников и тестов. Результаты оценки в дальнейшем могут быть использованы при динамическом наблюдении пациента для оценки эффективности слуховой (ре)абилитации.
- Рекомендуется консультирование ребенка врачом-педиатром, при необходимости другими специалистами (врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-генетиком, врачом-кардиологом, врачом-нефрологом, медицинским психологом, врачом-психиатром и другими) для выявления дополнительных нарушений развития, влияющих на эффективность (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха [17, 57, 58].
Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 4)
Комментарии: 24 - 40% детей с нарушением слуха имеют дополнительные расстройства, влияющие на эффективность его (ре)абилитации [17, 57, 58]. Программа (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха должна быть комплексной и учитывать различные потребности ребенка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875