2.5 Иные диагностические исследования

- Рекомендуется пациентам с выявленной тугоухостью неясной этиологии и/или односторонней тугоухостью проведение компьютерной томографии (КТ) височных костей (с шагом не более 0,6 мм) для исключения аномалий развития внутреннего уха, изменений внутреннего слухового прохода и оссификации лабиринта, и по показаниям проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга (мостомозжечковый угол) и внутреннего уха - для исключения гипо/аплазии и объемных образований слухового нерва [39 - 44], фиброзной облитерации и ликворных свищей лабиринта, и поражений центральных отделов слухового анализатора.

Уровень убедительности рекомендаций B (уровень достоверности доказательств - 2)

Комментарии: методы трехмерной визуализации являются основными в диагностике пороков развития слухового анализатора, требующих особой программы реабилитации.

- Рекомендовано проведение оценки слухоречевого, когнитивного и коммуникативного развития ребенка с нарушением слуха с целью оценки общего развития ребенка [45 - 50].

Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 5)

Комментарии: оценку слухоречевого развития ребенка проводит сурдопедагог с использованием одного или нескольких опросников. Опросники должны соответствовать возрасту, уровню развития ребенка и цели тестирования, возможно применять следующие шкалы [45 - 50]:

- Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (LittlEARS);

- Шкала "Уровни развития слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха";

- Шкала "Уровни разборчивости речи ребенка с нарушением слуха";

- PEACH (Родительские наблюдения за слухоречевым развитием ребенка);

- Макартуровский опросник для оценки лексического развития.

Сурдопедагогическое тестирование включает оценку слухового восприятия звуков речи у ребенка с использованием метода наблюдений и формализованных тестов батареи тестов "Оценка слухоречевого развития ребенка с КИ/СА" (EARS), а также речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка [45].

Оценку общего развития ребенка, в том числе когнитивного, коммуникативного, проводится специалистом (предпочтительно психологом), для этой цели возможно использовать нижеперечисленные анкеты [51 - 56]:

- Шкала KID для оценки развития ребенка до 16 месяцев;

- Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес;

- Анкета M-CHAT для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия;

- тест Векслера для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 4 лет;

- матрица Равена для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 5

лет.

Для выявления дополнительных нарушений развития ребенка и построения индивидуальной программы слуховой (ре)абилитации рекомендуется использование одного или нескольких опросников и тестов. Результаты оценки в дальнейшем могут быть использованы при динамическом наблюдении пациента для оценки эффективности слуховой (ре)абилитации.

- Рекомендуется консультирование ребенка врачом-педиатром, при необходимости другими специалистами (врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-генетиком, врачом-кардиологом, врачом-нефрологом, медицинским психологом, врачом-психиатром и другими) для выявления дополнительных нарушений развития, влияющих на эффективность (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха [17, 57, 58].

Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 4)

Комментарии: 24 - 40% детей с нарушением слуха имеют дополнительные расстройства, влияющие на эффективность его (ре)абилитации [17, 57, 58]. Программа (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха должна быть комплексной и учитывать различные потребности ребенка.