Противопоказания к слухопротезированию

Противопоказания к слухопротезированию:

- Острое снижение слуха, которое может свидетельствовать об остром заболевании или обострении хронического заболевания, требующем тщательной диагностики и лечения иными методами.

- При протезировании СА воздушного звукопроведения: гнойно-воспалительные заболевания наружного или среднего уха в стадии обострения, которые могут быть усугублены обтурацией наружного слухового прохода ушным вкладышем.

- В ряде случаев заболевания, сопровождающиеся тяжелыми головокружениями, могут являться противопоказанием к слухопротезированию.

Критерии определения показаний для слухопротезирования должны основываться на следующих исследованиях:

- Электрофизиологическом исследовании слуховой чувствительности (КСВП на щелчки и частотно-специфичные стимулы), стационарные слуховые вызванные потенциалы (ASSR);

- Определении поведенческих порогов при использовании стандартных аудиометрических методик, соответствующих возрасту ребенка (аудиометрия со зрительным подкреплением, игровая аудиометрия, стандартная методика тональной пороговой аудиометрии).

- Рекомендуется проведение валидации слухопротезирования - оценки эффективности слухопротезирования, программы (ре)абилитации. Проводится регулярно не реже 1 раза в 6 месяцев [50, 70]:

Уровень убедительности рекомендаций C (уровень достоверности доказательств - 5)

Комментарии: при валидации обязательно использование нескольких методов - одного или двух аудиологических, одной из анкет и сурдопедагогического тестирования.

- Аудиологические методы:

- оценка тональных порогов слуха с СА или слуховыми имплантами в свободном звуковом поле для каждого уха;

- оценка восприятия речи методом речевой аудиометрии с СА или слуховыми имплантами в свободном звуковом поле для детей старше 5 лет при достаточном уровне развития речи (формат тестирования - открытый или закрытый выбор слов - зависит от уровня развития речи у ребенка); используются речевые тесты как в тишине, так и на фоне шумовой помехи.

- Анкетирование родителей/опекунов/ребенка/педагогов [45, 46, 70]:

- сурдопедагог проводит оценку слухового и слухоречевого развития ребенка с ТСР, используя методы наблюдения, тестирования и анкетирования родителей. Для этой цели используются анкеты, приведенные в разделе 2.2, а также опросник: шкала слуховой интеграции.

- для оценки уровня развития слухоречевых навыков у ребенка с ТСР используются формализованные тесты батареи тестов "Оценка слухоречевого развития ребенка с КИ/СА" (EARS).

Результаты оценки фиксируются в медицинской документации пациента. Критерии эффективности слухопротезирования: положительная динамика в слуховом и речевом/коммуникативном развитии ребенка, увеличение процента разборчивости слов в тишине (при возможности проведения тестирования).

При неудовлетворительных результатах валидации проводится анализ возможных причин низкой эффективности (ре)абилитации (анализируется диагностический этап; определение тактики лечения; выбор технического средства для коррекции слуховой функции; оперативный этап, если он проводился; настройка выбранного устройства; психолого-педагогическая работа и др.). По возможности эти причины минимизируются или устраняются. После этого проводится повторная валидация через 1 - 3 месяцев. Основные внесенные изменения и результаты повторной валидации фиксируются в медицинской документации пациента.