4.5. Подготовка учений (тренировок)

4.5. Подготовка учений (тренировок).

4.5.1. Для подготовки и проведения учения (тренировки) создается аппарат руководства. В него могут входить: руководитель учения (тренировки); заместители (помощники) руководителя учения; штаб руководства; посредники. Состав аппарата руководства зависит от уровня учения (тренировки) и объема решаемых в ходе его проведения задач.

4.5.1.1. Руководство учением должен осуществлять один из руководителей, являющийся, как правило, старшим начальником для всех участников учения, наделенный необходимыми полномочиями. Руководитель учения несет личную ответственность за подготовку и качество проведения учения (тренировки).

Руководитель учения в ходе подготовки учения (тренировки): принимает решения по основным вопросам подготовки и обеспечения проведения учения (тренировки); определяет общий порядок проведения учения (тренировки); устанавливает порядок и сроки подготовки учения (тренировки); определяет состав и содержание основных документов, разрабатываемых для подготовки и проведения учения (тренировки); осуществляет подготовку своих заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.

Руководитель при проведении учения (тренировки): целенаправленно готовит подчиненных к выполнению ими своих должностных обязанностей; оценивает методы работы; анализирует и сопоставляет принимаемые решения; контролирует выполнение поставленных задач; проводит разбор с оценкой действий обучаемых; осуществляет контроль за возвращением органов управления и сил в места постоянной дислокации.

4.5.1.2. Заместителями и помощниками руководителя назначаются руководящий состав или специалисты, компетентные в прорабатываемых на учении вопросах и наделенные необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций полномочиями.

Заместители (помощники) руководителя учения: принимают участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения (тренировки) в части, их касающейся; участвуют в наращивании обстановки; осуществляют контроль за действиями обучаемых; участвуют в анализе принимаемых решений обучаемыми; готовят материал для общего разбора и проводят частные разборы; выполняют другие задачи по решению руководителя учения.

4.5.1.3. Основным органом, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации и проведению учения, является штаб руководства. Основными задачами штаба руководства являются: разработка необходимых документов; организация подготовки посреднического аппарата, участников (обучаемых); организация подготовки мест проведения учения (тренировки); осуществление розыгрыша действий и наращивания обстановки; анализ и оценка принимаемых решений и действий участников (обучаемых); проведение исследований; подготовка материалов разбора.

Структура штаба руководства определяется руководителем учения (тренировки) в зависимости от поставленных целей.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя), под руководством которого проводится учение (тренировка). Начальник штаба: руководит работой штаба руководства; организовывает подготовку документов учения (тренировки) и представляет их руководителю на утверждение; контролирует своевременность выполнения плана проведения учения (тренировки); координирует деятельность членов штаба и посредников в ходе учения; проводит анализ и оценку решений и действий обучаемых; подает предложения руководителю учения по корректировке порядка проведения учения (тренировки) (при необходимости).

4.5.2. Подготовка исходных данных заключается в определении темы, целей, этапов, учебных вопросов, состава участников, сроков и мест проведения учения (тренировки).

4.5.2.1. Тема учения (тренировки) определяется руководителем учения. В ней может быть предусмотрена отработка вопросов организации и осуществления мероприятий по ликвидации последствий ДТП различного вида, например: "Организация аварийно-спасательных работ при ДТП в результате столкновения транспортных средств"; "Отработка вопросов взаимодействия органов управления экстренных служб при ликвидации последствий ДТП с временной остановкой движения по автомобильной дороге и организацией объездных путей"; "Организация ликвидации последствий ДТП, связанного с разрушением дорожного полотна при прохождении весеннего паводка"; "Ликвидация последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы"; "Ликвидация последствий ДТП с пассажирским автобусом и эвакуация пострадавших в лечебно-профилактические учреждения"; "Организация ликвидации последствии ДТП, сопровождающегося крупными дорожными заторами" и пр.

4.5.2.2. Цели учения (тренировки) определяются, исходя из содержания и характера темы учения (тренировки), состава и уровня подготовки его участников (обучаемых).

Цели могут быть учебными, контрольными, исследовательскими; иметь общий (для всех обучаемых) и частный (для отдельных категорий обучаемых) характер. Общими целями, например, могут быть: совершенствование навыков руководящего состава в управлении проведением мероприятий по ликвидации последствий ДТП; проверка готовности сил и средств к действиям по ликвидации последствий ДТП; оценка полноты и реальности соответствующих планов действий, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих осуществление мероприятий по ликвидации последствий ДТП; оценка эффективности осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по ликвидации последствий ДТП; отработка взаимодействия органов управления и сил, участвующих в организации и обеспечении мероприятий по ликвидации последствий ДТП; совершенствование практического опыта руководящим составом и специалистами соответствующих органов управления при анализе обстановки, оценке последствий ДТП для соответствующего субъекта Российской Федерации, принятии управленческих решений об организации ликвидации последствий ДТП и др.

4.5.2.3. В соответствии с исходными данными и указаниями руководителя учения (тренировки) осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения (тренировки) (Приложение N 3).

Они подразделяются на организационные документы и документы, обеспечивающие проведение учения (тренировки). Примерные формы документов представлены в Приложении N 4.

4.5.2.4. Организационные документы утверждаются руководителем учения (тренировки); документы, обеспечивающие проведение учения (тренировки) подписываются начальником (заместителем начальника) штаба руководства и утверждаются руководителем или заместителем руководителя учения. К организационным документам относятся: приказ (распоряжение) об организации подготовки и проведения учения (тренировки); организационные указания привлекаемым органам управления и силам по подготовке к учению (тренировке); календарный план подготовки учения (тренировки).

4.5.2.4.1. В приказе (распоряжении) о подготовке и проведении учения (тренировки) указываются: тема; сроки проведения; состав участников; состав аппарата руководства, задачи должностным лицам по подготовке учения, основные вопросы всестороннего обеспечения аппарата руководства, участников учения (тренировки) и другие вопросы.

4.5.2.4.2. В качестве приложения к приказу (или в виде самостоятельного документа) разрабатываются организационные указания в соответствии с замыслом (планом проведения) и доводятся до участников (обучаемых) до начала учения (тренировки). В них указываются; этапы проведения, учебные цели, привлекаемые органы управления и силы; порядок отработки учебных вопросов; руководитель (заместители руководителя) учения, а также мероприятия, которые необходимо выполнить заблаговременно.

4.5.2.4.3. В календарном плане подготовки отражаются: перечень мероприятий по подготовке к учению (тренировке); ответственные исполнители и сроки выполнения. Мероприятия плана распределены по разделам: проведение организационных мероприятий; разработка документов; подготовка аппарата руководства; подготовка участников (обучаемых); подготовка учебных мест. Календарный план может быть разработан как в виде самостоятельного документа, так и в виде приложения к приказу (распоряжению) о подготовке и проведении учения (тренировки) или организационным указаниям.

4.5.2.5. К документам, обеспечивающим проведение учения (тренировки), относятся: замысел проведения учения (тренировки) на карте с пояснительной запиской; оперативное задание обучаемым; план проведения учения (тренировки); план наращивания обстановки с приложением комплекта вводных; план проведения практических мероприятий с приложением необходимых карт, схем учебных точек, расстановки сил и средств, проведения практических мероприятий и др.; перечень учебных сигналов оповещения; схема организации связи (распоряжение по связи)); табель срочных донесений; инструкция по мерам безопасности при проведении практических мероприятий; план проведения, исследований; справочные материалы и пр.

4.5.2.5.1. Замысел является одним. из важнейших документов, разрабатываемых штабом руководства при подготовке учения (тренировки). На основе замысла готовятся все остальные документы учения. Замысел разрабатывается на карте (плане, схеме) с приложением пояснительной записки. В нем отражаются: направление сосредоточения основных усилий; формы и способы действий; распределение сил и средств по этапам учения.

В замысле отражаются: тема; учебные цели; время проведения учения; состав участников; исходная обстановка (пункты управления; районы (места) дислокации (размещения) сил и средств (в зависимости от темы проведения учения); маршруты эвакуации; пункты временного размещения и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов); этапы, их наименование, продолжительность; основные учебные вопросы и время для их отработки; места проведения (учебные точки) на каждом этапе учения.

В пояснительной записке к замыслу указываются: состав участников учения и их задачи; время, место и порядок проведения; исходная обстановка; порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени); частная обстановка по каждому этапу учения; учебные вопросы и порядок их отработки; практические мероприятия; организация руководства учением.

4.5.2.5.2. Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу учения (тренировки) и проведения подготовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления (подразделений), привлекаемых на учение (тренировку). Основными разделами оперативного задания являются: общая обстановка, частная обстановка, справочные данные и задачи органам управления и силам, привлекаемым к учениям. В них указываются: параметры обстановки, принимаемые ограничения и допущения; порядок взаимодействия с вышестоящим органом управления и другими участниками учения (тренировки); порядок представления донесений и докладов, а также другие уточняющие задачи по порядку действий в ходе учения (тренировки).

4.5.2.5.3. План проведения учения (тренировки) является основным документом, в котором устанавливается последовательность отработки учебных вопросов. Порядок проведения излагается поэтапно в виде развернутой таблицы. На каждом этапе определяются учебные вопросы и отводимое на них время. Обстановка излагается в виде вводных. При разработке плана следует правильно распределить время на отработку учебных вопросов.

4.5.2.5.4. План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок доведения вводных в соответствии с планом проведения учения (тренировки). В нем указываются: время доведения информации (вводных), ее содержание; кто доводит; в роли кого и кому доводится информация. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.

4.5.2.5.5. План проведения практических мероприятии разрабатывается в целях качественного планирования практических мероприятий, определении объема и порядка проведения. В нем указываются: содержание мероприятий; время и место проведения; руководитель практических мероприятий; применяемые силы и средства, ответственные за подготовку, проведение и контроль за исполнением.

4.5.2.5.6. План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований в ходе учения (тренировки).

В нем излагаются: тема, цели, задачи и проблемные вопросы исследований; ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов; порядок организации исследований до начала и в ходе учения; порядок представления донесений и обобщение результатов исследований. К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп.

4.5.3. Подготовка участников (обучаемых) представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение успешного достижения целей учения (тренировки). Она осуществляется заблаговременно, самостоятельно, на плановых занятиях, а также на дополнительных занятиях, сборах и тренировках, проводимых в период непосредственной подготовки к учению (тренировке). Цель подготовки состоит в: изучении нормативных документов, состояния готовности привлекаемых на учение органов управления, сил и средств к действиям в условиях ДТП; подготовке к выполнению своих функций на учении. В обязательном порядке участникам (обучаемым) доводятся требования безопасности при выполнении мероприятий в ходе учения (тренировки).

4.5.4. При планировании учений (тренировок) необходимо исходить из результатов мониторинга (анализа) деятельности территориальных органов и учреждений МЧС России в области организации реагирования подразделений на ДТП.

При планировании учений (тренировок) необходимо учитывать особенности региона, в котором планируются мероприятия:

- географические и климатические условия, рельеф местности;

- инфраструктурные особенности сети автомобильных дорог: наличие федеральных автомобильных дорог, их состояние и особенности;

- частоту (плотность) транспортного потока и др.;

- виды ДТП, присущие региону, в том числе в зависимости от наличия сложных инфраструктурных объектов (мосты, эстакады, тоннели, переправы и др.);

- вопросы организации пассажирских и грузовых перевозок, включая перевозку опасных грузов и пр.

4.5.5. Основная цель подготовки мест проведения практических мероприятий (натурных участков) заключается в создании обстановки, приближенной к действительности.

4.5.6. Подготовка обязательно включает проведение мероприятий, исключающих угрозу жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности.

4.5.7. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения предусматривает: обеспечение его проведения необходимой техникой, автотранспортом, ГСМ, имуществом, пиротехникой и другими материальными ресурсами; организацию питания, медицинского обслуживания участников учения; обеспечение обучаемых средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, медицинскими средствами индивидуальной защиты, техникой, инструментом и другим имуществом в соответствии с табелем оснащения; обеспечение учебных точек средствами имитации, аварийными ТС, манекенами, макетами, тренажерами и др.; обеспечение участников нормативными документами, пособиями, методической и справочной литературой.