2.4.3. Особенности проведения АСР с ТС на газомоторном топливе

Двигатель на природном газе является бивалентным и может работать как на природном газе, так и на бензине. В автомобиле с двигателем на природном газе предусмотрены топливный бак и газовые баллоны.

Перед началом проведения АСР необходимо удостовериться, что в аварийном ТС предусмотрена возможность работы на газомоторном топливе.

Для этого необходимо проверить наличие в автомобиле ГБО. Самые распространенные места установки баллона:

- в багажнике;

- в нише для запасного колеса;

- под днищем автомобиля;

- под задними сиденьями внутри автомобиля.

Как правило, ТС на газомоторном топливе можно идентифицировать по:

- наличию газобаллонного оборудования;

- откидной крышке бензобака, под которой находится технологическое отверстие для заправки газом;

- обозначению типа ТС на различных эмблемах (надписях, наклейках) на кузове ТС (на крыльях, на багажнике, внутри салона и пр.) (для заводских модификаций);

Рисунок 106

Рисунок 70 - ГБО в нише для запасного колеса

Рисунок 107

Рисунок 71 - Технологическое отверстие для заправки газом

Рисунок 108

Рисунок 72 - Обозначение типа ТС на эмблеме

В современных ТС на газомоторном топливе (заводские модификации) электронные блоки управления при распознавании ДТП автоматически перекрывают подачу газа путем закрытия газовых клапанов. Каждый газовый баллон оснащен предохранительной арматурой и автоматически блокируется электромагнитным запорным клапаном. Также в конструкциях предусмотрены термоактивируемые предохранительные клапаны с плавким предохранителем для предотвращения взрыва баллона при высоких температурах: в случае перегрева выполняется контролируемый сброс газа путем срабатывания плавких предохранителей.

Сброс газа может на короткое время привести к появлению большого языка пламени. Это может происходить несколько раз подряд.

При утечке природного газа необходимо соблюдать следующие указания:

- избегать источников воспламенения;

- выключить двигатель;

- контролировать сброс газа и по возможности обеспечить перекрестную вентиляцию (газ "выдувается");

- использовать искробезопасные инструменты.

Ввиду большого разнообразия конструкций ТС и возможных последствий их повреждений нельзя с уверенностью утверждать, что после аварии в ТС автоматически перекрыта подача газа. В целях исключения возникновения вторичных поражающих факторов газовые баллоны необходимо перекрыть вручную (обязательно для ТС с незаводским газобаллонным оборудованием), для этого необходимо повернуть запорный клапан на баллоне по часовой стрелке.

При необходимости газовый баллон можно удалить из аварийного ТС путем перекусывания его креплений (как правило, для ТС с незаводским газобаллонным оборудованием).