2.6.8. Особенности проведения аварийно-спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия с автобусом, лежащим на боку

При опрокидывании автобуса на бок перед началом выполнения работ необходимо стабилизировать ТС. Для исключения раскачивания необходимо установить ступенчатые упоры под заднюю ось; если имеются дополнительные ступенчатые упоры, необходимо установить упоры под переднюю ось. Также при необходимости следует установить упоры или натяжные распорки с противоположной стороны.

Рисунок 183

Рисунок 147 - Стабилизация автобуса, лежащего на боку

В случае, когда автобус лежит на боку, существует возможность проникновения внутрь через крышу. В целях создания дополнительного пространства для извлечения пострадавших удаляется люк и разрезается лист металла до необходимого уровня, после проведения резки необходимо закрыть места разреза специальным защитным материалом.

Перед вскрытием крыши необходимо точно знать место нахождения пострадавших и принять меры по обеспечению их безопасности.

Рисунок 184

Рисунок 148 - Увеличение пространства в области люка

Для увеличения внутреннего пространства внутри лежащего на боку автобуса для выполнения работ или извлечения пострадавших следует осуществить демонтаж пассажирских сидений.

Рисунок 185

Рисунок 149 - Демонтаж сидений

В сочлененном автобусе в качестве аварийного отверстия разрезается сильфон и фиксируется распоркой или ремнями. При этом следует иметь в виду, что в промежутке между внутренним и внешним сильфонами свисают линии электропередачи, в том числе высоковольтного напряжения (при ТС с электрическим приводом).

Рисунок 186

Рисунок 150 - Сильфон в качестве аварийного отверстия

Также существует возможность проникновения внутрь и извлечения пострадавших через удаленное лобовое остекление. Для увеличения пространства передней части (при необходимости) необходимо разрезать и удалить стойки с помощью кусачек.

Рисунок 187

Рисунок 151 - Разрушение остекления и разрез

поперечной стойки