2.3.1. Стабилизация аварийного транспортного средства, находящегося на крыше

Для стабилизации автомобиля, лежащего на крыше, ступенчатые упоры необходимо подкладывать под крышу аварийного ТС, под капот или багажник, в зависимости от положения аварийного ТС. Допускается установка ступенчатых упоров в промежуток между капотом и поверхностью, упирая ступенчатый упор не в сам капот, а в металлические части аварийного ТС, находящиеся в непосредственной близости к остеклению. Запрещается устанавливать противооткатные и ступенчатые упоры в стекло.

При помощи крепей, специализированных систем стабилизации или самодельных упоров осуществляется фиксация аварийного ТС в неподвижном состоянии. При этом допускается использовать максимальное количество дополнительного оборудования (стойки, крепи, распорки) для увеличения площади опорной поверхности. Места установки опорных элементов не должны препятствовать работе с ГАСИ.

Если пострадавший находится без сознания и необходимо быстро получить к нему доступ, применяется метод ручной стабилизации (личный состав руками фиксирует положение автомобиля). Спасатель проникает в салон, оценивает состояние пострадавшего и оказывает необходимую помощь. После улучшения состояния пострадавшего автомобиль необходимо полностью стабилизировать при помощи штатных технических средств. Запрещается проверка стабилизации путем раскачивания или сотрясения кузова автомобиля.

Рисунок 74

Рисунок 39 - Стабилизация автомобиля, лежащего на крыше