2.5.1. Стабилизация аварийного грузового транспортного средства

Перед стабилизацией грузового автомобиля следует убедиться в неподвижности груза (при его наличии) или принять меры по его фиксации. Груз может потерять устойчивость в результате столкновения и смещаться влево, вправо, назад или вперед. Также следует учитывать, что при разгрузке может произойти внезапное перераспределение веса и вызвать неконтролируемое движение как автомобиля, так и груза.

Для первичной стабилизации автомобиль необходимо заблокировать с помощью стояночного тормоза (при возможности), исключив тем самым непроизвольное продольное движение автомобиля, а также установить переключатель передач в нейтральное положение (N); при этом стоит учитывать, что расположение и принципы работы переключателя передач и стояночного тормоза могут отличаться (механический, электрический) и зависят от производителей.

Рисунок 109

Рисунок 73 - Пример переключателя передач и стояночного

тормоза современных грузовых ТС

После чего необходимо отключить двигательную систему. Для отключения необходимо перевести ключ в положение "OFF"; также на более современных ТС можно встретить систему start/stop, кнопка управления которой находится чаще всего на рулевой колонке. Чтобы выключить двигатель/зажигание, необходимо однократно нажать кнопку включения/выключения.

Рисунок 110

Рисунок 74 - Замок зажигания и кнопка start/stop

на рулевой колонке

В случаях, когда отсутствует доступ к подкапотному пространству ТС и доступ к пуску/остановке двигателя из салона, двигатель может быть остановлен путем вдувания CO2 в воздухозаборник, для чего необходимо вытянуть сильфон воздухозаборника вверх, тем самым создав пространство для вдувания смеси CO2. Смесь CO2 должна поступать в сильфон до тех пор, пока двигатель не остановится. Остановка двигателя достигается путем недостатка кислорода в топливно-воздушной смеси.

Рисунок 111

Рисунок 75 - Сильфон воздухозаборника

Одновременно с этим стоит учитывать, что техническое состояние тормозной системы полностью оценить невозможно, исходя из чего в любом случае необходимо дополнительно заблокировать возможность движения путем подкладывания под колеса противооткатных упоров.

Рисунок 112

Рисунок 76 - Противооткатные упоры

Кроме описанных способов для исключения движения аварийного ТС применяется метод стравливания давления из шин. Также дополнительную стабилизацию аварийному автомобилю можно придать за счет опускания пневмоподвески кабины (при наличии). Для этого необходимо воспользоваться специальным блоком управления до отключения АКБ

Рисунок 113

Рисунок 77 - Блок управления пневмоподвеской кабины

Если блок управления по каким-либо причинам недоступен, следует перерезать воздушные шланги, идущие к пневмобаллонам (могут находиться спереди и/или сзади кабины)

Рисунок 114

Рисунок 78 - Воздушные шланги, идущие к пневмобаллонам

Решение о стравливании давления из шин или опускании пневмоподвески принимается, исходя из характера травм и положения пострадавших. При выполнении данных действий необходимо соблюдать особую осторожность, так как существуют риск травмирования личного состава при опускании пневмоподвески кабины и опасность нарушения слуха при выходе воздуха из перерезанного или отсоединенного шланга (раздается громкий шум).

В случае, если водитель и/или пассажир зажаты в салоне и не могут покинуть автомобиль самостоятельно, существует необходимость проведения АСР с применением ГАСИ, для чего может потребоваться более надежная фиксация кабины на шасси. Сделать это возможно несколькими способами:

1. Закрепление кабины путем стягивания натяжными ремнями. При этом способе затягивающийся ремень прижимает кабину к системам амортизации/раме автомобиля. Следует помнить, что натяжные ремни должны быть расположены таким образом, чтобы не препятствовать дальнейшим технологическим операциям.

Для стягивания натяжными ремнями кабины и рамы автомобиля необходимо протянуть ремень вначале под рамой, далее через кабину (крышу) автомобиля и надежно зафиксировать

Рисунок 115

Рисунок 79 - Закрепление кабины и рамы путем стягивания

натяжными ремнями

Для стягивания натяжными ремнями кабины и колес автомобиля необходимо протянуть ремень через кабину (крышу) автомобиля и прикрепить ремень к колесным дискам с двух сторон (конец ремня крепится к верхней части диска), далее следует надежно зафиксировать ремень

Рисунок 116

Рисунок 80 - Закрепление кабины путем стягивания натяжными

ремнями кабины и колеса

При невозможности протянуть ремень через кабину (крышу) автомобиля (например, ввиду нехватки длины) следует создать дополнительное отверстие в кабине автомобиля, в которое необходимо закрепить один конец ремня, второй прикрепить к верхней части колесного диска.

Рисунок 117

Рисунок 81 - Закрепление кабины путем стягивания натяжными

ремнями (создание дополнительного отверстия)

2. Стабилизация путем подкладки клиньев между рамой и кабиной. Для этого необходимо подложить клинья между рамой и кабиной сзади и спереди; также при необходимости клинья (опорные блоки) можно подложить в полость между кабиной (аркой колеса) и колесами. Стоит учитывать, что данный способ не позволит полностью стабилизировать кабину, так как при сильной деформации конструкция автомобиля может быть сильно нарушена.

Рисунок 118

Рисунок 82 - Клинья между рамой и кабиной сзади и спереди

Рисунок 119

Рисунок 83 - Клинья (опорные блоки) между кабиной (аркой

колеса) и колесами

3. Использование универсальных систем стабилизации (стойки стабилизации, крепи). Для стабилизации автомобиля указанным способом необходимо под заднюю часть кабины подставить и зафиксировать в неподвижном состоянии стойки стабилизации или крепи. При использовании указанного вида стабилизации следует помнить, что кабины некоторых моделей грузовых автомобилей спроектированы так, что имеют способность откидываться вперед. Для этого предусмотрены специальные удерживающие устройства, которые могут быть повреждены при ДТП. В целях исключения самопроизвольного опрокидывания кабины в процессе проведения АСР следует предусмотреть дополнительную стабилизацию кабины путем стягивания натяжными ремнями верхней части кабины и рамы автомобиля.

Рисунок 120

Рисунок 84 - Использование универсальных систем стабилизации

Рисунок 121

Рисунок 85 - Стягивание натяжными ремнями верхней части

кабины и рамы автомобиля

При стабилизации автомобиля важно определить элементы, способные к неконтролируемому движению, и найти устойчивое основание, чтобы исключить возможность последующего движения. Как и в случае со всеми ТС, важно постоянно проверять стабилизацию во время проведения АСР и не допускать потери ее устойчивости

В случаях проведения АСР с ТС, оснащенным полуприцепом, необходимо зафиксировать полуприцеп упорами и стояночным тормозом, располагающимся в большинстве случаев в задней левой части рамы полуприцепа за последней осью. Для фиксации полуприцепа стояночным тормозом необходимо потянуть (на себя от рамы) за красную кнопку.

Рисунок 122

Рисунок 86 - Стояночный тормоз полуприцепа

После закрепления полуприцепа следует произвести отключение питания между ТС и полуприцепом путем разъединения питания из розеток. В первую очередь необходимо отключить питание (соединение красного цвета), после чего необходимо отключить тормозную магистраль (соединение желтого цвета).

Рисунок 123

Рисунок 87 - Отключение питания и тормозной магистрали

После чего необходимо опустить опорные стойки. На каждой из опорных стоек находится рукоятка, которую необходимо вытянуть из кронштейна и поворачивать по часовой стрелке до полного опускания опор, при касании опор поверхности необходимо вставить рукоятку на место.

Рисунок 124

Рисунок 88 - Опускание опорных стоек

При необходимости расцепки полуприцепа с ТС нажать на кнопку разблокировки, находящуюся справа от седельной муфты, и вытянуть фиксатор за рукоятку

Рисунок 125

Рисунок 89 - Седельная муфта