2.5.3. Удаление остекления аварийного грузового транспортного средства

Работа по удалению остекления проводится сразу после стабилизации положения автомобиля Перед началом удаления остекления необходимо защитить пострадавшего от осколков и стеклянной пыли специальным защитным материалом и средствами защиты органов дыхания.

При операциях по удалению остекления по возможности необходима установка дополнительной жесткой защиты пострадавших ("лепестков") с внутренней стороны стекла.

Остекление грузовых автомобилей, так же, как и легковых, может быть выполнено с использованием однослойных и/или многослойных стекол в зависимости от марки и модели автомобиля.

Однослойные, как правило, - боковые, состоят из одного слоя стекла и имеют толщину около 5 мм. Многослойные (ламинированные, "триплекс"), как правило, лобовые стекла. Состоят из двух слоев стекла толщиной около 2 мм, между которыми расположена пленка толщиной около 1 мм. Таким образом, общая толщина стекла составляет около 5 мм.

Одновременно следует учитывать, что стекла могут быть закреплены двумя способами: вставлены в резиновый уплотнитель или вклеены. Для удаления стекол, вставленных в резиновый уплотнитель (вне зависимости однослойных или многослойных), необходимо разрезать и снять резиновый уплотнитель, после чего стекло может быть свободно извлечено.

Для удаления вклеенных однослойных стекол (как правило, боковых) следует попытаться опустить стекло в дверь аварийного ТС механическим путем. При невозможности опускания стекла его необходимо разрушить. Удар наносится стеклобоем либо специальным молотком в нижний угол окна, осколки стекла удаляются наружу.

Рисунок 128

Рисунок 92 - Удаление бокового остекления

Для удаления вклеенных многослойных стекол (как правило, лобовых) необходимо пробить в нем отверстие, образовав достаточный проем для режущего полотна пилы. Стекло режется от центра в сторону стойки с каждой стороны. Лобовое стекло, вырезанное таким образом, может быть безопасно удалено.

Рисунок 129

Рисунок 93 - Удаление лобового остекления

Этот метод рекомендуется использовать для грузовых автомобилей только в том случае, если кабина водителя надежно стабилизирована, так как при использовании пилы кабина автомобиля может раскачиваться. Также важно учитывать, что лобовые стекла грузовых автомобилей имеют относительно большой вес, который может достигать 35 кг.