2. О применении Постановления N 1875 разными видами заказчиков

2. О применении Постановления N 1875 разными видами заказчиков.

2.1. "Защитные" меры введены Правительством Российской Федерации с учетом заключенных Российской Федерацией международных договоров, в связи с чем применение "защитных" мер к закупкам разных видов заказчиков отличается.

В частности, с учетом положений Постановления N 1875 возможно условно выделить три группы заказчиков:

первая группа: заказчики, к закупкам которых применяются запрет, ограничение, преимущество, но не применяется минимальная доля;

вторая группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях;

третья группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество.

К первой группе относятся все заказчики по Закону N 44-ФЗ и большинство видов заказчиков по Закону N 223-ФЗ. Ко второй или третьей группе относятся заказчики по Закону N 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ <2>.

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

2.2. Запрет, ограничение, преимущество применяются (первая группа заказчиков):

1) заказчиками по Закону N 44-ФЗ;

2) следующими заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ:

а) государственными корпорациями;

б) государственными компаниями;

в) публично-правовыми компаниями;

г) субъектами естественных монополий независимо от организационно-правовой формы таких субъектов <3>;

--------------------------------

<3> Включая являющиеся субъектами естественных монополий хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ юридическим лицам, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам.

д) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, независимо от организационно-правовой формы таких организаций <4>;

--------------------------------

<4> Включая осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ юридическим лицам, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам.

е) автономными учреждениями;

ж) бюджетными учреждениями;

з) унитарными предприятиями;

и) хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - сводный реестр организаций ОПК).

2.3. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях (вторая группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 настоящего письма.

Такими отдельными случаями в соответствии с Постановлением N 1875 являются закупки товаров, работ, услуг, необходимых:

для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Федерального закона 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ);

для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

в сфере использования атомной энергии;

для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. N 603 (далее - проект технологического суверенитета).

2.4. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество (третья группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 и пункте 2.3 настоящего письма.

2.5. "Отдельными заказчиками", указанными в абзаце втором подпункта "л" и абзаце первом подпункта "м" пункта 4 Постановления N 1875, являются указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), за исключением:

хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций ОПК;

хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий;

хозяйственных обществ, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Применение "защитных" мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, может быть представлено в следующем виде:

Хозяйственные общества, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ

"Защитная" мера

Все хозяйственные общества, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ

хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций ОПК

запрет,

ограничение,

преимущество

хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий

хозяйственные общества, являющиеся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами

иные хозяйственные общества

("отдельные заказчики" в понимании Постановления N 1875)

минимальная доля;

запрет, ограничение, преимущество при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для:

1) выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Закона N 275-ФЗ;

2) для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

3) в сфере использования атомной энергии;

4) для реализации проекта технологического суверенитета