7. Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара для целей Постановления N 1875

7. Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара для целей Постановления N 1875.

7.1. В пункте 3 Постановления N 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяются "защитные" меры.

Согласно подпунктам "а", "б", "г" - "ж" пункта 3 Постановления N 1875 подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 145 перечня N 1, позициях 1 - 433 перечня N 2, перечне N 3, программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня N 1, из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС, является номер реестровой записи из соответствующего реестра: реестра российской промышленной продукции, евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее соответственно - реестр российского программного обеспечения, программное обеспечение), единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации) (далее - реестр евразийского программного обеспечения).

Представление номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции для подтверждения происхождения радиоэлектронной продукции из Российской Федерации Постановлением N 1875 по результатам осуществленной с Минпромторгом России при разработке Постановления N 1875 проработки не предусмотрено, в том числе учитывая, что:

требования к радиоэлектронной продукции в целях ее отнесения к российской промышленной продукции установлены в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", утверждающему критерии подтверждения производства российской промышленной продукции;

сведения о промышленной продукции, которая соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", включаются в реестр российской промышленной продукции (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").

7.2. Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, реестра российского программного обеспечения подтверждают для целей Постановления N 1875 происхождение товара, программного обеспечения из Российской Федерации.

Следует отметить, что:

положениями Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обращение промышленной продукции, которая произведена в Российской Федерации, но не соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции и сведения о которой не включены в реестр российской промышленной продукции, обращение программного обеспечения, которое разработано в Российской Федерации, но сведения о котором не включены в реестр российского программного обеспечения, не ограничиваются;

не усматривается также ограничений обращения промышленной продукции, произведенной в иных государствах - членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о ней в евразийский реестр промышленных товаров, обращения программного обеспечения, разработанного в иных государствах - членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о нем в реестр евразийского программного обеспечения;

положениями Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ закупка вышеуказанных промышленной продукции и программного обеспечения по общему правилу не запрещена (за исключением случая применения при осуществлении закупки запрета, при котором для участия в закупке требуется представить предусмотренные Постановлением N 1875 информацию и документы, подтверждающие происхождение из Российской Федерации);

подпункты "б" и "г" пункта 10 Постановления N 1875 содержат переходные положения, предусматривающие временное неприменение при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 400 - 432 перечня N 2, положений подпунктов "а" и "б" пункта 3 Постановления N 1875, касающихся номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров;

подпункт "в" пункта 10 Постановления N 1875 содержит переходные положения, предусматривающие, временную возможность подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 перечня N 2, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, путем представления либо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, либо сертификата о происхождении товара по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (форма СТ-1).

Положения пункта 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ допускают возможность непредставления в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ, информации и документов, определенных в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и подтверждающих страну происхождения товара. В случае непредставления таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.

Таким образом, не исключается возникновение ситуации, при которой участник закупки представит в заявке на участие в закупке предложение в отношении товара, указанного в позициях 1 - 145 перечня N 1, позициях 1 - 433 перечня N 2, перечне N 3, произведенного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российской промышленной продукции, в евразийский реестр промышленных товаров, в отношении программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня N 1, разработанного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российского программного обеспечения, реестр евразийского программного обеспечения.

В указанной ситуации происхождение предлагаемого участником закупки товара, программного обеспечения из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС для целей Постановления N 1875 будет считаться неподтвержденным, в связи с чем:

такие товар, программное обеспечение участвуют в закупках на условиях, предусмотренных для участия в закупках товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС);

заявка на участие в закупке, содержащая предложение в отношении таких товаров, программного обеспечения, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение в отношении товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС).

На основании изложенного номера реестровых записей из соответствующего реестра в заявке на участие в закупке, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в реестре договоров, заключенных заказчиками, не указываются в случае, если сведения о предлагаемом товаре, программном обеспечении в реестр не включены, а также в случаях, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 10 Постановления N 1875.

7.3. Подпунктом "з" пункта 3 Постановления N 1875 предусмотрена информация, подтверждающая происхождение товаров из Российской Федерации, не указанных в позициях 1 - 146 перечня N 1, позициях 1 - 433 перечня N 2, а также из иностранных государств (за исключением установленных пунктом 3 Постановления N 1875 случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов ЕАЭС).

При разработке Постановления N 1875 предусматривалось применение положений подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875 как при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ, так и по Закону N 223-ФЗ.

Учитывая, что установленный пунктом 3 Постановления N 1875 перечень информации и документов является исчерпывающим, при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ целесообразно также руководствоваться положениями подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875.

7.4. Момент времени, в который участником закупки представляются информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара и предусмотренные подпунктами "а" - "ж" пункта 3 Постановления N 1875, непосредственно положениями Закона N 223-ФЗ и Постановления N 1875 в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не определен, за исключением случая осуществления предусмотренных статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ закупок, при котором такие информация и документы представляются в заявке на участие в закупке (пункт 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ).

В этой связи в отношении осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок, не относящихся к закупкам, предусмотренным статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ, такой момент времени определяется в соответствии с положением о закупке.

Положения Закона N 223-ФЗ и Постановления N 1875 не ограничивают возможность установить в положении о закупке, документации о закупке, договоре положения, предусматривающие представление поставщиком (исполнителем, подрядчиком) информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара и предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 3 Постановления N 1875, при исполнении договора (за исключением договора, заключенного при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ) - при поставке товара (в том числе закупаемого при выполнении работ, оказании услуг) до осуществления его приемки, при которой осуществляется проверка предоставленных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) результатов поставки товара на предмет соответствия условиям договора.

При этом представление поставщиком (исполнителем, подрядчиком) таких информации и документов после приемки товара, установление в положении о закупке, документации о закупке, договоре положений, предусматривающих представление таких информации и документов после приемки товара, противоречит положениям статьи 3.1-4 Закона N 223-ФЗ, поскольку влечет приемку товара, происхождение которого из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС не подтверждено, что в свою очередь означает осуществление закупки товара без соблюдения установленного Постановлением N 1875 запрета, ограничения.