См. Дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за I квартал 2025 года.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 487-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(вступает в силу 01.03.2025)

Аудитория

Было

Стало

Рисунок 49

Для эксплуатации здания не требуется его ставить на государственный кадастровый учет и осуществлять государственную регистрацию прав.

Введен принцип "построил - оформи" - эксплуатировать построенные здания и сооружения можно только после их оформления (осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав).

Рисунок 50

При строительстве гаражей и хозяйственных построек требуется подготовка проектной документации.

Подготовка проектной документации не требуется при строительстве или реконструкции:

-

гаражей и хозяйственных построек на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд;

-

гаражей на земельных участках, предназначенных для строительства гаражей для собственных нужд.

Рисунок 51

Момент завершения строительства и реконструкции здания или сооружения законодательно не установлен.

Строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными со дня:

-

получения разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения - если для строительства или реконструкции здания или сооружения требуется разрешение на строительство;

-

получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (за исключением случаев, если строительство осуществлялось без получения уведомлений, предусмотренных статьей 51.1 и частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса);

-

осуществления государственного кадастрового учета здания или сооружения (помещений или машино-мест в таком здании или сооружении) - если получение разрешения на строительство и (или) подготовка проектной документации не требуется.

Рисунок 52

Собственники зданий, сооружений (помещений и (или) машино-мест в них) не обязаны приобретать земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения.

Если у собственников зданий, сооружений (помещений и (или) машино-мест в них) отсутствуют права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены такие здания, сооружения, они обязаны приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду (за исключением случаев, если для возникновения прав предоставление земельных участков не требуется).

Рисунок 53

Здания, сооружения должны эксплуатироваться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться с соблюдением целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, на которых расположены такие здания, сооружения.

Рисунок 54

Застройщик вправе представлять в Росреестр заявление о государственной регистрации права собственности дольщика на квартиру или машино-место.

Застройщик обязан, если объект построен с привлечением средств участников долевого строительства, представлять в Росреестр заявление о государственной регистрации права собственности дольщика на квартиру или машино-место.

Рисунок 55

Обязанность по установлению границ земельных участков отсутствует.

Отсутствие границ земельного участка в ЕГРН - основание для приостановления осуществления учетно-регистрационных действий в отношении являющихся предметом сделки земельного участка либо расположенного на нем здания, сооружения.

Рисунок 56

Юридические лица вправе подавать заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации недвижимости и прилагаемые к ним документы в бумажном и электронном виде.

Юридические лица подают заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации недвижимости и прилагаемые к ним документы исключительно в форме электронных документов.

Рисунок 57

Должностные лица органов государственного земельного надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений только по результатам мероприятий, проведенных во взаимодействии с контролируемыми лицами.

Должностные лица органов государственного земельного надзора также могут выдавать предписания об устранении нарушений в случае их выявления в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Рисунок 58

Полномочие должностных лиц органов муниципального контроля по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено полномочие должностных лиц органов муниципального контроля по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований.

Рисунок 59

физические лица

Рисунок 60

профессиональное сообщество

Рисунок 61

органы власти