2.9. Подходы к оплате медицинской помощи за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай)

При оплате медицинской помощи за единицу объема медицинской помощи размер финансового обеспечения медицинской организации складывается исходя из фактически оказанных объемов медицинской помощи и определяется по следующей формуле:

Рисунок 45

где:

ФОФАКТ

фактический размер финансового обеспечения медицинской организации, рублей;

ОМП

фактические объемы первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях, оплачиваемой за единицу объема медицинской помощи;

Т

тариф за единицу объема первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях, рублей.

При этом тариф за единицу объема первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях, является единым для всех медицинских организаций субъекта Российской Федерации, отнесенных к одному уровню (подуровню). Кроме того, тарифы на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях за единицу объема могут отличаться в зависимости от коэффициента дифференциации для отдельных территорий субъекта Российской Федерации, на которой расположена медицинская организация.

Финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, не имеющих прикрепившихся лиц, а также видов расходов, не включенных в подушевой норматив, осуществляется за единицу объема медицинской помощи.

Для медицинских организаций, имеющих в структуре мобильные медицинские бригады, устанавливаются повышающие коэффициенты в размере 1,05 - 1,2 к тарифам на посещения, обращения, медицинские услуги при оказании медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами или устанавливаются отдельные тарифы на медицинские услуги, оказанные мобильными медицинскими бригадами.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в субъектах Российской Федерации, объем субвенции для которых рассчитан с учетом коэффициента доступности медицинской помощи, предусмотренного Постановлением N 462, и в составе нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи территориальных программ государственных гарантий которых запланированы объемы медицинской помощи с учетом использования передвижных форм оказания медицинской помощи, значение повышающих коэффициентов для оплаты медицинской помощи, оказанной с использованием мобильных медицинских бригад может обоснованно превышать значение 1,2.

Дифференциация стоимости комплексного посещения на оплату случая диспансерного наблюдения, включая диспансерное наблюдение работающих граждан, в том числе центрами здоровья, в зависимости от заболевания и, соответственно, кратности посещений (БСК, онкологические болезни, сахарный диабет и пр.) (в том числе путем установления поправочных коэффициентов) осуществляется субъектом Российской Федерации с учетом требований приказов Минздрава России от 15.03.2022 N 168н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" и от 04.06.2020 N 548н "Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями".

Субъекты Российской Федерации устанавливают тарифы на проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала), ПЭТ/КТ и ОФЭКТ/ОФЭКТ-КТ с учетом применения различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленных заболеваемостью населения.

Оплата медицинской реабилитации в амбулаторных условиях, включая реабилитацию пациентов после перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19), осуществляется вне подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации, исходя из установленных Территориальной программой государственных гарантий в соответствии с Программой территориальных нормативов объема и финансовых затрат на единицу объема для медицинской реабилитации.

При этом комплексное посещение, как законченный случай медицинской реабилитации в амбулаторных условиях, включает в среднем 10 - 12 посещений.

Рекомендуется осуществлять оплату медицинской реабилитации в амбулаторных условиях дифференцированно, в том числе в зависимости от оценки состояния пациента по ШРМ (1 - 3 балла) и заболевания (профиля заболевания), по поводу которого проводится медицинская реабилитация.

Например, медицинская реабилитация пациентам:

- при заболеваниях центральной нервной системы по баллам ШРМ;

- при кардиологических заболеваниях по баллам ШРМ;

- при заболеваниях опорно-двигательного аппарата по баллам ШРМ;

- после перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) по баллам ШРМ;

- при других соматических заболеваниях по баллам ШРМ.

Плановый объем случаев медицинской реабилитации в амбулаторных условиях и размер соответствующих тарифов целесообразно определять в разрезе определенных выше параметров с учетом в том числе нормативов финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи (комплексное посещение по профилю "Медицинская реабилитация"), установленных Территориальной программой государственных гарантий.

Оплате за комплексное посещение подлежит законченный случай медицинской реабилитации в амбулаторных условиях. Комплексное посещение включает набор необходимых консультаций специалистов, а также проведение методов реабилитации, определенных программами реабилитации. При этом, по решению лечащего врача консультация отдельных специалистов в рамках комплексного посещения может осуществляться в том числе с использованием телемедицинских технологий (1 - 2 посещения).

При проведении в субъекте Российской Федерации медицинской реабилитации на дому устанавливаются отдельные тарифы с учетом расходов на проведение консультаций с применением телемедицинских технологий. Особенности оплаты медицинской реабилитации на дому с применением телемедицинских технологий осуществляются в соответствии с пунктом 2.12 настоящих рекомендаций.

Объем средств, полученных i-той медицинской организацией за оказание медицинской помощи по профилю "Медицинская реабилитация", определяется по формуле:

Рисунок 46

где:

Рисунок 47

объем средств, полученных i-той медицинской организацией за оказание медицинской помощи по профилю "Медицинская реабилитация" в амбулаторных условиях;

ОМР

объем комплексных посещений по профилю "Медицинская реабилитация" с учетом в том числе заболевания (профиля заболевания) и состояния пациента;

ТМР

тариф на оплату комплексного посещения по профилю "Медицинская реабилитация" для соответствующего заболевания (профиля заболевания) и состояния пациента.

Медицинская помощь при ее оказании пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями, в том числе с сахарным диабетом, в части ведения школ, в том числе сахарного диабета оплачивается вне подушевого норматива финансирования первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за единицу объема.

Медицинская помощь в рамках школ сахарного диабета оплачивается за комплексное посещение, включающее от 15 до 20 часов занятий в рамках школы сахарного диабета, а также проверку дневников самоконтроля.

Комплексное посещение с профилактическими целями центров здоровья осуществляется вне подушевого норматива финансирования первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за единицу объема.

Перечень услуг и время оказания медицинской помощи центрами здоровья представлены в Таблице 3.

Таблица 3

1. Индивидуальное углубленное профилактическое

консультирование и разработка индивидуальной программы

по ведению здорового образа жизни, рекомендация

индивидуальной программы здорового питания

N п/п

Мероприятие

Время (мин.)

1

Проведение врачом/фельдшером индивидуального углубленного профилактического консультирования

25

2

Анкетирование пациента по теме ЗОЖ

10

3

Анкетирование пациента по вопросам питания

10

4

Проведение биоимпедансометрии

3

5

Проведение антропометрии (рост, вес, окружность талии)

2

6

Проведение динамометрии

2

7

Проведение исследования при помощи смокелайзера

3

8

Проведение спирометрии

3

9

Проведение пульсоксиметрии/применение ангиоскана

2

10

Разработка врачом/фельдшером программы по ЗОЖ, ее разъяснение

10

11

Разработка врачом/фельдшером рекомендации по здоровому питанию, их разъяснение

10

12

Установка мобильного приложения на смартфон пациента с помощью медицинской сестры и обучение пациента работе с приложением

10

2. Индивидуальное углубленное профилактическое

консультирование и разработка индивидуальной программы

по ведению здорового образа жизни, рекомендация

индивидуальной программы здорового питания

с применением телемедицинских технологий

N п/п

Мероприятие

Время (мин.)

1

Проведение врачом/фельдшером индивидуального углубленного профилактического консультирования

30

2

Анкетирование пациента по теме ЗОЖ

10

3

Анкетирование пациента по вопросам питания

10

4

Разработка врачом/фельдшером программы по ЗОЖ, ее разъяснение

10

5

Разработка врачом/фельдшером рекомендации по здоровому питанию, их разъяснение

10

6

Установка мобильного приложения на смартфон пациента с помощью медицинской сестры и обучение пациента работе с приложением

10

3. Групповое углубленное профилактическое

консультирование в центре здоровья для взрослых, в том числе

с применением телемедицинских технологий

N п/п

Мероприятие

Время (мин.)

1

Проведение врачом/фельдшером группового углубленного профилактического консультирования

30

Тарифы на оплату медицинских услуг, связанных с проведением ПЭТ/КТ, рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифов в составе Правил ОМС на основе нормативов финансовых затрат, установленных Программой, с применением коэффициента дифференциации к доле заработной платы и прочих расходов в составе тарифа в размере 21,44%.

В случае объективных причин по снижению расходов, в том числе связанных с наличием циклотрона для синтеза радиофармацевтических лекарственных средств, допускается установление тарифа ниже норматива финансовых затрат.

При этом установление тарифа выше норматива финансовых затрат недопустимо.