II. Основные понятия и определения

II. Основные понятия и определения <3>

--------------------------------

<3> Все определения приводятся исключительно в целях построения базовых таблиц использования товаров и услуг.

Выпуск отрасли - общая стоимость всех продуктов, произведенных в рамках данной отрасли, включая как первичные, так и вторичные продукты.

Выпуск продукта - общая стоимость продукта, произведенного всеми отраслями, то есть всеми производителями, являющимися резидентами данной экономики.

Промежуточное потребление - стоимость всех потребляемых товаров и услуг за исключением расходов на приобретение ценностей и издержек, связанных с постепенным использованием основных фондов, принадлежащих предприятию.

Цена покупателей - цена, уплачиваемая покупателем в момент доставки единицы товара или услуги в установленный срок в указанное место. Она включает торгово-посреднические и транспортные расходы по доставке товара, а также налоги на продукты, оплачиваемые покупателем, и не включает субсидии на продукты и вычитаемый НДС.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые выплачиваемые налоги на продукты и включая субсидии на продукты, предназначенные для компенсации разницы в ценах на производство и реализацию этой единицы товара или услуги. Эта цена не включает любые расходы по доставке товара, оплачиваемые покупателем.

Институциональная единица - экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельности и вступать в операции с другими единицами.

Предприятие - институциональная единица, являющаяся производителем товаров и услуг.

Экономические активы - объекты, в отношении которых институциональные единицы осуществляют права собственности и в результате владения или использования которых в течение определенного времени получают экономическую выгоду.

Экономические активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы включают монетарное золото, наличные деньги, депозиты, кредиты, ссуды и так далее. Они отражаются в финансовом счете. Нефинансовые активы, в зависимости от их происхождения, подразделяются на произведенные и непроизведенные.

Произведенные нефинансовые активы возникают в результате процесса производства. Они включают:

- основной капитал;

- запасы материальных оборотных средств;

- ценности.

К основному капиталу относятся материальные и нематериальные активы (основные фонды), являющиеся результатом производства, которые регулярно или периодически используются в процессе производства более года.

Запасы материальных оборотных средств - произведенные активы, которые появились в текущем или более раннем периоде, содержатся для продажи, использования в производстве или будут использованы позже.

Производственные запасы - все товары, которые предприятие держит в запасе для использования в промежуточном потреблении. Это сырье, топливо, комплектующие изделия, канцелярские товары и так далее.

Незавершенное производство - продукция, произведенная предприятием, но недостаточно переработанная, чтобы быть поставленной другим институциональным единицам. К незавершенному производству относятся растения и деревья, скот-молодняк, скот на откорме, домашняя птица, которые выращиваются для однократного использования. Незавершенное строительство и незаконченный капитальный ремонт также относятся к незавершенному производству.

Готовая продукция - товары, хранящиеся у производящих их предприятий до поставки другим институциональным единицам и не предназначенные для дальнейшей их переработки на данном предприятии.

Товары для перепродажи - товары, приобретенные оптовыми или розничными торговцами с целью перепродажи.

Непроизведенные нефинансовые активы - активы, необходимые для производства товаров и услуг, но сами не являющиеся результатом производства. Они подразделяются на материальные и нематериальные.

К непроизведенным материальным активам относятся природные активы, такие как земля, недра (разведанные залежи полезных ископаемых), некультивируемые (естественные) биологические ресурсы (флора и фауна), водные ресурсы под землей.

Непроизведенные нематериальные активы представляют собой юридические формы, которые возникают в связи с процессом производства и периодически переходят от одних институциональных единиц к другим. Они состоят из авторских прав, патентов, лицензий, торговых знаков, прав на аренду или других передаваемых контрактов, условной стоимости деловых связей и репутации ("гудвилл") и так далее.

Ценности - активы, которые в основном не используются для производства и потребления, характеристики которых не ухудшаются со временем, и которые приобретаются как средство сохранения стоимости. Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений изобразительного искусства. Они используются не для производства и потребления, а хранятся как средства сбережения предприятиями, домашними хозяйствами, некоммерческими организациями, государственными учреждениями, например, в виде золотых слитков или неограненных алмазов.

Валовое накопление основного капитала - вложение средств институциональными единицами в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования в производстве.

Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты:

1. приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов;

2. затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов;

3. затраты на улучшение непроизведенных материальных активов;

4. расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.