1. Настоящие Общие требования разработаны в соответствии с положениями абзаца второго пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 31, ст. 4191) и устанавливают правила определения нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее соответственно - нормативные затраты, государственное (муниципальное) задание).
2. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения определяются:
федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) исходя из содержащейся в общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральном перечне (классификаторе) государственных услуг, не включенных в общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации по виду деятельности "Здравоохранение" <1>, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) исходя из содержащейся в общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации по виду деятельности "Здравоохранение" <1>, и в региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, формирование, ведение и утверждение которого осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - общероссийский базовый (отраслевой), федеральный, региональный перечень), информации о единице показателя, характеризующего объем государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, и показателей, отражающих содержание и (или) условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения (далее - показатели отраслевой специфики);
(в ред. Приказа Минздрава России от 30.10.2017 N 880н)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2017 г. N 153н "О перечнях видов деятельности, в соответствии с которыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" формируются общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2017 г., регистрационный N 49284).
(сноска в ред. Приказа Минздрава России от 07.03.2018 N 100н)
(см. текст в предыдущей редакции)
на основе базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, определяемых в соответствии с порядками, принятыми Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - порядки, принятые на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), с соблюдением настоящих Общих требований.
Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, рассчитанные с соблюдением настоящих Общих требований, не могут приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
2.1. Значения нормативных затрат на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее - клиническая апробация) приравниваются к затратам на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации, рассчитанным медицинской или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, либо научной или образовательной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья, являющейся разработчиком протокола клинической апробации, после их оценки, данной Экспертным советом Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросу организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации <1>.
(п. 2.1 введен Приказом Минздрава России от 15.03.2016 N 163н)
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 36.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, СТ. 9, 28).
(сноска введена Приказом Минздрава России от 15.03.2016 N 163н)
3. Базовый норматив затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, и базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения.
3.1. Значение базового норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, приравнивается к значению среднего норматива затрат на единицу объема предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, устанавливаемого программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.1 введен Приказом Минздрава России от 15.03.2016 N 163н; в ред. Приказа Минздрава России от 19.10.2016 N 783н)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<2> Сноска исключена. - Приказ Минздрава России от 19.10.2016 N 783н.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Значение базового норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации, приравнивается к значению норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, устанавливаемому программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.2 введен Приказом Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
3.3. Значение базового норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации, приравнивается к значению среднего норматива затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи - 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств обязательного медицинского страхования или 1 случай лечения в условиях дневного стационара за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливаемому программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.3 введен Приказом Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
3.4. Значение базового норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию), включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации, а также оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях приравнивается к значению среднего норматива финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливаемому программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.4 введен Приказом Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
3.5. Значение базового норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями первичной медико-санитарной помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации, приравнивается к значению среднего норматива затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи: на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования или 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования, или 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования, или 1 случай лечения в условиях дневного стационара за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливаемому программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.5 введен Приказом Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
3.6. Значение базового норматива затрат на осуществление федеральными государственными учреждениями мероприятий по медицинской реабилитации приравнивается к значению среднего норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования, устанавливаемому программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год.
(п. 3.6 введен Приказом Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
4. В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, включаются:
затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда);
затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, с учетом срока его полезного использования и затраты на аренду указанного имущества;
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. - Приказ Минздрава России от 12.11.2018 N 768н;
(см. текст в предыдущей редакции)
иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, в том числе затраты на оплату коммунальных услуг, содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества (аренду указанного имущества), в части имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги.
(в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Приказа Минздрава России от 27.12.2016 N 1010н)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения включаются:
затраты на коммунальные услуги, за исключением затрат, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящих Общих требований;
(в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и для общехозяйственных нужд, а также затраты на аренду указанного имущества (далее - имущество, необходимое для выполнения государственного (муниципального) задания (а также затраты на аренду указанного имущества)), за исключением затрат, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящих Общих требований;
(в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для выполнения государственного (муниципального) задания (а также затраты на аренду указанного имущества), за исключением затрат, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящих Общих требований;
(в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. - Приказ Минздрава России от 28.11.2024 N 647н;
(см. текст в предыдущей редакции)
затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, денежное довольствие военнослужащих, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения;
затраты на прочие общехозяйственные нужды.
(п. 5 в ред. Приказа Минздрава России от 27.12.2016 N 1010н)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, состоят из:
территориального корректирующего коэффициента, включающего территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда и территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества;
отраслевого корректирующего коэффициента (в случае необходимости нескольких отраслевых корректирующих коэффициентов) к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, исходя из соответствующих показателей отраслевой специфики, в том числе из наличия особенностей организации и оказания медицинской помощи отдельным возрастным группам и категориям потребителей, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья, и особенностей имущественного комплекса государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих государственную (муниципальную) услугу.
(в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При определении базового норматива затрат рассчитываются затраты, необходимые для оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, с соблюдением соответствующих показателей отраслевой специфики, определенных с учетом положений пункта 2 и абзаца третьего пункта 6 настоящих Общих требований, отраслевой корректирующий коэффициент при которых определяется по каждому показателю индивидуально.
(п. 7 в ред. Приказа Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. При определении базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения в части затрат, указанных в пункте 4 настоящих Общих требований, применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения (далее - нормы, выраженные в натуральных показателях), установленные нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами, правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения (далее - стандарт оказания услуги).
(в ред. Приказа Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Затраты, указанные в пункте 5 настоящих Общих требований, устанавливаются по видам указанных затрат на основе усреднения показателей деятельности государственного (муниципального) учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на оказание единицы государственной услуги в сфере здравоохранения при выполнении требований к качеству оказания государственной услуги в сфере здравоохранения, отраженной в общероссийском базовом (отраслевом), федеральном, региональном перечнях (далее - метод наиболее эффективного учреждения), или на основе медианных значений по государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим государственную услугу в сфере здравоохранения (далее - медианный метод) <1>.
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<1> Для каждой государственной услуги выбирается один из методов.
(сноска в ред. Приказа Минздрава России от 12.11.2018 N 768н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) при отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, использует методы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, либо устанавливает правила определения норм, выраженных в натуральных показателях, отличные от метода, указанного в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с порядком, принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) (далее - иной метод).
Значения норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, либо методом наиболее эффективного учреждения, либо медианным методом, либо иным методом (далее - натуральная норма), необходимых для определения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, определяются по каждой государственной (муниципальной) услуге в сфере здравоохранения с указанием ее наименования и уникального номера реестровой записи из общероссийского базового (отраслевого), федерального, регионального перечней.
(в ред. Приказа Минздрава России от 30.10.2017 N 880н)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Значения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения утверждаются в соответствии с порядками, принятыми на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом положений пунктов 10, 11 настоящих Общих требований.
10. Значение базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения с указанием ее наименования и уникального номера реестровой записи из общероссийского базового (отраслевого), федерального, регионального перечней, утверждается общей суммой с выделением сумм затрат, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Общих требований, используемых при определении значения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы второй - третий утратили силу. - Приказ Минздрава России от 28.11.2024 N 647н.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Приказ Минздрава России от 03.11.2021 N 1032н.
(см. текст в предыдущей редакции)
При утверждении значения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, оказываемой государственным учреждением субъекта Российской Федерации (муниципальным учреждением), указывается информация о натуральных нормах, необходимых для определения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения, включающая наименование натуральной нормы, ее значение и источник указанного значения (нормативный правовой акт (вид, дата, номер), утверждающий стандарт оказания услуги, а при его отсутствии слова "Метод наиболее эффективного учреждения", либо слова "Медианный метод", либо слова "Иной метод"), в соответствии с порядком, принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).
11. Значение отраслевого корректирующего коэффициента утверждается по каждой государственной (муниципальной) услуге в сфере здравоохранения с указанием ее наименования и уникального номера реестровой записи из общероссийского базового (отраслевого), федерального, регионального перечней, а также наименования показателя отраслевой специфики.
(в ред. Приказа Минздрава России от 30.10.2017 N 880н)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере здравоохранения федеральными государственными учреждениями рассчитываются в соответствии с положениями главы II настоящих Общих требований.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) применяет порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере здравоохранения государственными учреждениями, установленный для федеральных государственных учреждений (далее - учреждение) в соответствии с положениями главы II настоящих Общих требований, либо порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере здравоохранения государственными муниципальными учреждениями, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с соблюдением положений, определенных главой I настоящих Общих требований.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875