Одной из ключевых проблем, связанных с обработкой первичных статистических и административных данных, остается вопрос сроков подготовки первых и уточненных оценок статистических показателей, в частности:
сохраняются длительные сроки подготовки отдельных статистических показателей, в особенности на региональном и муниципальном уровнях, не гармонизированы сроки выхода уточненных оценок по связанным статистическим показателям;
при пересмотре годовых оценок не всегда уточняются квартальные и месячные оценки тех же статистических показателей;
продолжают использоваться негибкие модели обработки первичных статистических данных, которые не позволяют оперативно формировать на их основе новые расчетные показатели;
сохраняется множество систем для расчета разных статистических показателей, используется большое количество отдельных файлов вместо единой расчетной модели;
алгоритмы расчета статистических показателей зачастую не раскрыты, не описаны или описаны недостаточно подробно, не всегда выстроена завершенная связь алгоритма расчета с описанием методологии формирования статистического показателя.
Результатами реализации мероприятий по совершенствованию системы обработки статистических данных должны стать:
сокращение сроков расчета ключевых социально-экономических показателей, итогов переписей и обследований;
расширение перечня показателей, рассчитываемых на региональном и муниципальном уровнях в те же сроки, что и на уровне Российской Федерации в целом;
обеспечение расчета прокси-показателей до выхода итоговых оценок по социально-экономическим показателям;
соответствие статистических данных требованиям к использованию в машинном обучении и обработке с помощью инструментов искусственного интеллекта;
алгоритмы расчета статистических показателей приведены в соответствие со стандартом статистической методологии;
обеспечение расчета валового городского продукта по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.
Для реализации приоритетных вопросов по совершенствованию системы обработки статистических данных потребуется проработка следующих 3 проектов:
развитие территориальной статистики;
совершенствование макроэкономической статистики;
создание системы экспериментальных расчетов.
В Стратегии закладывается обновление официального статистического учета на внутрирегиональном и субтерриториальном (межмуниципальном, межрегиональном) уровнях.
Ключевыми мероприятиями проекта по развитию территориальной статистики являются:
публикация официальной статистической информации на уровне населенных пунктов, в том числе опорных;
расширение состава статистических показателей, собираемых и публикуемых на уровне населенных пунктов;
формирование системы статистических показателей, публикуемых на субтерриториальном уровне (групп населенных пунктов, групп муниципальных образований, групп субъектов Российской Федерации).
Целевые индикаторы к 2030 году:
расширена статистика населенных пунктов и субтерриториальных образований;
по всем типам субтерриториальных образований формируется официальная статистическая информация.
Основными мероприятиями в рамках проекта по совершенствованию макроэкономической статистики являются:
внедрение в российскую статистическую практику нового международного стандарта системы национальных счетов 2025 года;
ускорение формирования макроэкономических показателей как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
формирование базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2026 год;
формирование макропоказателей по городам, городским агломерациям, населенным пунктам;
оптимизация процесса сбора и обработки информации для расчета показателей системы национальных счетов, автоматизация расчета показателей системы национальных счетов.
Целевые индикаторы к 2030 году:
международный стандарт системы национальных счетов 2025 года на 90 процентов внедрен в российскую статистическую практику;
сроки публикации показателей системы национальных счетов сокращены в 1,5 раза;
перечень публикуемых детализированных показателей системы национальных счетов расширен в 1,5 раза;
валовой городской продукт рассчитан по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.
В настоящее время формируется новый блок статистических работ, связанный с проведением экспериментальных исследований и разработкой новых статистических показателей. Проект по созданию системы экспериментальных расчетов включает:
формирование системы экспресс-оценок в том числе на региональном и муниципальном уровнях по отдельным отраслевым показателям на базе оперативных данных крупнейших респондентов;
расширение программы обследования деловой активности организаций;
внедрение оперативных прокси-показателей во всех отраслях федерального статистического наблюдения (в качестве пилотного направления - индекс выпуска в базовых отраслях);
формирование пробных (пилотных) экспериментальных расчетов статистических показателей на основе первичных статистических и (или) альтернативных данных.
Целевой индикатор к 2030 году - для более половины статистических направлений созданы системы оперативной экспериментальной статистики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875