2. Общее состояние государственной статистики в мире

Во всем мире государственная статистика является незаменимым инструментом в деле формирования государственной политики и управления. Она обеспечивает получение демографических, экономических, социальных и экологических данных, которыми руководствуются государства и межгосударственные органы при принятии решений. Данные государственной статистики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и поддержании мира и безопасности в обществе.

Ключевой ценностью Статистической комиссии Организации Объединенных Наций, высшего директивного органа глобальной системы сбора данных и статистики, объединяющего национальные статистические службы и профильные международные организации и ответственного за установление статистических стандартов и рекомендаций, являются обеспечение и продвижение надежных, доступных, своевременных и сопоставимых данных.

В современную эпоху, отличающуюся разнообразием источников данных, государственная статистика во многих странах сталкивается с необходимостью преобразований. В связи с этим важное значение приобретают адаптация к использованию новых источников и типов данных, быстрым технологическим изменениям, а также конкуренция с различными негосударственными участниками процесса сбора и обработки данных. В этих условиях государственная статистика должна и дальше отвечать Основополагающим принципам официальной статистики, одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Это позволит обеспечить достоверность, точность и беспристрастность официальных статистических данных.

За последние 10 лет национальные статистические службы многих стран перешли к сбору более широкого спектра данных, в том числе из частного сектора. Хотя использование новых источников данных имеет свои преимущества, сохраняются проблемы, связанные с соблюдением конфиденциальности таких сведений, организацией доступа к ним, интеграцией негосударственных данных с административными и первичными статистическими данными. Сотрудничество национальных статистических служб с организациями государственного и частного секторов будет иметь решающее значение для использования всего потенциала новых источников данных.

Переход национальных статистических служб к роли ведущих центров в области технологий и качества данных замедлен из-за ограниченности кадровых и финансовых ресурсов.

Можно выделить несколько следующих ключевых направлений развития государственной статистики в мире:

внедрение моделей статистического производства, обеспечивающих унификацию подходов к работе с данными, внедрение единых моделей, повышающих эффективность и скорость статистического производства (типовая модель производства статистической информации (GSBPM), типовая модель статистической информации (GSIM), общая архитектура статистического производства (CSPA), типовая модель работы статистических организаций (GAMSO);

координация национальной статистической системы через курирование данных национальными статистическими службами - обеспечение этичного и ответственного создания, сбора данных, управления ими, использования и повторного использования данных;

расширение сотрудничества с национальными ведомствами по геопространственной информации в целях обеспечения интеграции геопространственной и статистической информации в рамках реализации решения Статистической комиссии Организации Объединенных Наций N 54/118, принятого в 2023 году в ходе 54 сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;

использование административных данных, широкое внедрение административных регистров при производстве статистических данных через внедрение стандартов отчетности для обмена информацией;

одновременное развитие базовых административных регистров, выступающих основным источником информации для органов публичной власти (регистр населения, регистр собственности, бизнес-регистр), и специализированных регистров, которые служат источниками данных в отдельных отраслях;

использование больших данных и веб-аналитики для верификации официальной статистической информации, экспериментальных расчетов на основе новых источников данных (данные сотовых операторов и геопозиционирования в статистике туризма, данные сторонних платежных систем в статистике розничной торговли);

цифровизация статистического производства, выраженная, прежде всего, в использовании единых норм при сборе данных от объектов федерального статистического наблюдения через систему личных кабинетов, внедрение потокового сбора данных, развитие системы предоставления данных пользователям в виде готовой визуализации, датасетов, применение облачных технологий;

обеспечение информационной безопасности данных пользователей от угроз несанкционированного доступа, использования и искажения;

формирование оперативных статистических показателей, в том числе прокси-показателей.

Степень и скорость реакции национальных статистических служб на появление и развитие новых трендов в статистике зависят в том числе от уровня их вовлеченности в работу на международных площадках.