Выявление потребностей в информации, планирование и обеспечение качества статистических данных

Выявление потребностей в информации, планирование

и обеспечение качества статистических данных

В последние годы в условиях заметного ускорения социально-экономических изменений во всех сферах жизни общества существенно возросла скорость принятия управленческих решений. Это определяет следующие тенденции и процессы.

Существенный рост потребности в официальной статистической информации со стороны всех пользователей, который при сохранении текущей модели работы не может быть полностью обеспечен государственной статистикой. В 2023 году 6,5 млн. посетителей официального сайта Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" совершили 14,7 млн. визитов, а за первое полугодие 2024 г. 4 млн. посетителей просмотрели сайт Росстата 8,8 млн. раз, что показывает возрастающий уровень заинтересованности пользователей официальной статистической информацией.

Наблюдается ускоренный рост объема ведомственных данных, в том числе повторяющих и (или) замещающих официальную статистическую информацию. Часть этих данных не имеют четкой методологии обработки и верификации.

В связи с этим требуется совершенствование системы координации между субъектами официального статистического учета по сбору первичных статистических и административных данных. Органы государственной власти не используют единую для всех нормативно-справочную информацию, идентификаторы, реестры, справочники, что делает несопоставимыми между собой статистические данные (значительную их часть).

Если потребность государства и общества не обеспечена официальной статистической информацией (или обеспечена ниже ожидаемого объема), ее пользователи все чаще используют альтернативные источники данных. При этом в рамках официального статистического учета в Российской Федерации недостаточно проводятся научно-исследовательские и методологические работы, направленные на использование новых источников данных.

До сих пор не формализована процедура выявления ошибок в официальной статистической информации, отсутствуют закрепленные регламенты действий в случае обнаружения ошибок.

Ключевыми задачами по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных являются:

обеспечение соответствия официальной статистической информации стандарту качества данных и использование единой для субъектов официального статистического учета нормативно-справочной информации на всех этапах статистического производства;

обеспечение в рамках системы государственной статистики проведения методологических работ по новым направлениям, требующим измерения, а также использование новых источников данных и внедрение в статистическую практику новых инструментов и алгоритмов;

приостановление (возобновление) по решению Правительства Российской Федерации предоставления и распространения пользователям официальной статистической информации с учетом мнения межведомственного совета по вопросам официального статистического учета и обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;

актуализация Федерального плана по решению Правительства Российской Федерации с учетом обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;

осуществление Росстатом функций единого центра методологического обеспечения всей системы государственной статистики, а также центра компетенций по внедрению стандарта качества данных.

В части задач по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных реализуются следующие 4 проекта:

статистическое планирование на основе обратной связи с потребителями;

развитие статистической методологии;

гармонизация нормативно-справочной информации;

создание стандарта качества данных.

Проект по статистическому планированию на основе обратной связи с потребителями реализуется с 2021 года. В рамках Стратегии планируется его расширение за счет следующих мероприятий:

создание эффективных механизмов получения обратной связи от респондентов и пользователей официальной статистической информацией на основе современных средств коммуникации, включая проведение регулярных опросов среди основных групп пользователей;

переход на электронный документооборот в целях ведения Федерального плана;

проведение аудита востребованности работ Федерального плана для оценки целесообразности их исключения.

Для обеспечения координации статистической деятельности необходимо создать межведомственный совет по вопросам официального статистического учета, в состав которого войдут представители органов публичной власти и экспертного сообщества.

Кроме того, важной задачей в рамках данного проекта становится расширение деятельности Росстата по пересмотру показателей и форм федерального статистического наблюдения. Обязательным условием является привлечение к участию в данной работе органов публичной власти, субъектов официального статистического учета, представителей научного и экспертного сообщества.

Целевые индикаторы к 2030 году:

все пользовательские запросы по работам Федерального плана удовлетворяются на бесплатной основе;

создан рынок государственных статистических данных, удовлетворяющий пользовательские запросы на платной основе.

В рамках проекта по развитию статистической методологии ключевыми мероприятиями станут:

создание и внедрение единого стандарта статистической методологии (далее - стандарт методологии) в деятельность субъектов официального статистического учета, обеспечивающего типизацию статистических исследований, проводимых на национальном уровне, а также основу для создания системы контроля и сертификации соответствия методик и процессов установленным стандартам;

разработка и реализация программы по пересмотру и при необходимости актуализации методологических документов по сбору и обработке первичных статистических и административных данных, а также публикации официальных статистических данных в соответствии со стандартом методологии;

разработка и внедрение системы мониторинга применения стандарта методологии;

формирование среднесрочных и долгосрочных планов развития официальной статистической методологии на основе разрабатываемых и планируемых к разработке международных стандартов, а также анализа развития различных отраслей и социально-экономических процессов;

обеспечение статистического учета структурных изменений в экономике, включая выделение новых единиц учета, в том числе для оценки объемов рынка национальных проектов по обеспечению технологического лидерства;

адаптация методологии отраслевой статистики под прикладные задачи государственного управления, макроэкономического анализа и прогнозирования.

Одним из необходимых инструментов по совершенствованию методологической работы Росстата станет трансформация федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики" в единый методологический центр - передовой научный центр по разработке опережающей методологии и проведению поисковых и экспериментальных расчетов с использованием новых технологий и новых источников данных.

Целевые индикаторы к 2030 году:

100 процентов официальных статистических показателей формируются по методологии, соответствующей стандарту методологии;

100 процентов статистических методологий переведено в цифровой формат;

более 90 процентов статистических методологий, применяемых при формировании официальной статистической информации, соответствуют международным стандартам.

В рамках проекта по гармонизации нормативно-справочной информации будет проведен аудит нормативно-справочной информации, осуществлено устранение дублирующих справочников и реестров, будут сформированы эталонные иерархические справочники, а также единый реестр показателей, который должен объединять первичные статистические показатели, статистические показатели и административные данные.

Предполагается установить единый порядок ведения справочников органами публичной власти - участниками системы государственной статистики на платформе ГИС ЦАП. При этом их предоставление и использование будет обеспечено в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации".

Целевые индикаторы к 2030 году:

создан единый перечень эталонных справочников;

все справочники, используемые в системе официального статистического учета, приведены в соответствие с эталонными;

вся официальная статистическая информация публикуется с применением гармонизированной нормативно-справочной информации;

создан единый реестр показателей.

Проект по созданию стандарта качества данных предполагает не только его создание в Российской Федерации, но также разработку мер по его внедрению и мониторингу применения. Стандарт качества данных будет распространяться на данные, используемые при формировании официальной статистической информации, включая административные и первичные статистические данные, а также непосредственно на официальную статистическую информацию, формируемую в соответствии с Федеральным планом. Стандарт качества данных учитывает в том числе требования для использования систем на основе искусственного интеллекта.

Целевой индикатор к 2030 году - 100 процентов показателей, используемых в официальном статистическом учете, соответствуют стандарту качества данных и содержатся в едином реестре показателей.

С целью реализации единого порядка ведения, предоставления и использования справочников, методологического и технологического сопровождения единого реестра показателей, включая рассмотрение и экспертизу новых показателей, а также сопровождения внедрения стандарта качества данных будет создан соответствующий центр компетенций на базе подведомственной Росстату организации.