3.1. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Расходы на оплату труда и другие расходы работодателей в пользу работников, предусмотренные настоящим Соглашением, а также коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, производятся в пределах средств, рассчитанных в соответствии с положениями раздела 8 настоящего Соглашения и утвержденных соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти при установлении цен (тарифов).
3.2. Работодатели обеспечивают:
а) повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
б) связь оплаты труда работников с результатами труда;
в) доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
г) совершенствование нормирования труда.
3.3. Настоящее Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Учитывая текущую ситуацию в российской экономике, исторические минимумы регистрируемой безработицы, резкий рост напряженности на рынке труда, а также проблемную демографическую ситуацию, в качестве экстраординарной единомоментной меры по повышению конкурентоспособности Организаций на рынках труда в регионах присутствия с целью привлечения и закрепления в Организациях высококвалифицированного персонала, в период действия Соглашения устанавливается следующий порядок определения размера ММТС и ее дальнейшей индексации:
- с 1 июля 2025 года ММТС увеличивается на 10 (Десять) процентов, до уровня 13 580 (Тринадцать тысяч пятьсот восемьдесят) рублей (но не ниже чем на фактический индекс потребительских цен за период с момента предыдущей индексации);
- с 1 июля 2026 года ММТС увеличивается на 15,5 (Пятнадцать целых пять десятых) процента, до уровня 15 685 (Пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) рублей (но не ниже чем на фактический индекс потребительских цен за период с момента предыдущей индексации);
- с 1 июля 2027 года ММТС устанавливается на следующий годичный период путем ее индексации на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за период с момента предыдущей индексации.
В случае наличия финансовых возможностей, в целях усиления позиций Организаций на соответствующих региональных рынках труда работодателям рекомендуется произвести в I квартале 2025 года внеплановую упреждающую индексацию тарифных ставок рабочих первого разряда соответствующих Организаций в размере 5 (Пяти) процентов.
При наличии соответствующих финансовых условий Стороны социального партнерства Организаций вправе принимать решения об изменении параметров индексации тарифных ставок первого разряда соответствующих Организаций в пределах предусмотренной абзацами 3 и 4 настоящего пункта совокупной индексации ММТС от уровня, установленного на момент заключения настоящего Соглашения.
В Организациях, не использующих показатель ММТС в системах оплаты труда, реализация государственных гарантий по повышению уровня реального содержания заработной платы производится по решению сторон социального партнерства Организации.
3.4. В целях координации действий работодателей, обеспечения права Организаций предъявлять в тарифорегулирующие органы затраты на персонал в соответствии с Соглашением Ассоциация "ЭРА России" и ВЭП в течение месяца с момента изменения размера ММТС в период действия Соглашения доводят совместными адресными (индивидуальными) информационными письмами информацию о новом размере ММТС, а также справочную информацию о размере индекса потребительских цен за соответствующий период до сведения сторон социального партнерства Организаций, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.
В целях информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области установления тарифов (цен), Ассоциация "ЭРА России" с периодичностью два раза в год доводит до сведения руководителей указанных органов сведения о размере ММТС в электроэнергетике и актуальном перечне Организаций.
3.5. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации, а также социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе:
а) устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС;
б) устанавливать в Организации другой порядок индексации тарифной ставки первого разряда промышленно-производственного персонала (полугодовой, ежеквартальный и иной).
3.6. В целях установления в Организациях тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС, работодатели при участии первичных профсоюзных организаций ВЭП могут осуществлять:
- пересмотр систем оплаты труда, включая изменение положений об оплате труда и материальном стимулировании работников;
- реализацию программ управления издержками;
- реализацию мероприятий по обеспечению учета регулятором экономически обоснованных расходов, понесенных Организацией;
- реализацию программ по повышению производительности труда, ликвидации неэффективных рабочих мест;
- реализацию мер по повышению энергоэффективности производства.
3.7. Работодатели вправе разрабатывать и утверждать с учетом мнения полномочных представителей работников:
а) программы по поэтапному сближению размера (по поэтапному доведению) тарифной ставки рабочих первого разряда Организации и величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, установленного соответствующим федеральным законом;
б) программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, установленного настоящим Соглашением.
В случае если в Организациях в соответствии с пунктом 10.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы были разработаны и согласованы сторонами комплексы мероприятий по доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, действие данных комплексов мероприятий продолжается до окончания определенных в них сроков.
3.8. Размер тарифных ставок (должностных окладов) непромышленного персонала изменяется соответственно изменению тарифных ставок (должностных окладов) работников, занятых в производственной деятельности.
3.9. С целью осуществления скоординированной политики в вопросах организации и оплаты труда работников работодатели могут применять отраслевые Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) <4>.
--------------------------------
<4> С 1 января 2025 года в отношении затрат электросетевых компаний применяются исключительно Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденные Ассоциацией "ЭРА России" и ВЭП 12 ноября 2024 года.
3.10. В целях обеспечения поступательного развития энергокомпаний, доведения размеров минимальных тарифных ставок до величин, предусмотренных разделом 3 настоящего Соглашения, стороны социального партнерства Организаций признают приоритетность следующих направлений:
- повышение производительности труда;
- обеспечение полного и своевременного учета в тарифах затрат на персонал, рассчитанных в соответствии с настоящим Соглашением.
3.11. Для реализации приоритетных направлений по повышению производительности труда, уровня оплаты труда работников:
3.11.1. Работодатели и первичные организации ВЭП:
а) выявляют неэффективные рабочие места в Организациях и принимают меры по повышению эффективности их использования;
б) вовлекают работников в реализацию мероприятий по управлению издержками;
в) вырабатывают согласованные подходы в прогнозировании потребностей Организаций в человеческом капитале;
г) совершенствуют структуру оплаты труда;
д) совершенствуют систему мотивации труда.
а) устанавливать дополнительные дифференцированные коэффициенты (не менее 1,0) к действующему (в соответствии с принятой в Организации системой оплаты труда, обеспечивающей выполнение минимальных гарантий, предусмотренных настоящим Соглашением) фонду оплаты труда в зависимости от территориального расположения обособленных структурных подразделений Организации и региональных особенностей рынка труда;
б) производить независимую оценку профессиональных качеств работников и устанавливать повышенный размер оплаты труда работникам ключевых профессий Организаций;
в) устанавливать связь оплаты труда с достижением показателей, характеризующих деятельность Организации, и их превышением;
г) совершенствовать систему стимулирования и мотивации труда;
д) совершенствовать нормирование труда;
е) разрабатывать программы управления издержками в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
3.11.3. Первичные организации ВЭП:
а) разъясняют работникам необходимость мероприятий по повышению производительности труда, вовлекают работников в такие мероприятия;
б) содействуют формированию инициативной позиции работников, направленной на достижение и превышение показателей, характеризующих деятельность Организаций, их структурных подразделений;
в) осуществляют анализ и обобщение поступающих от работников предложений по улучшению работы Организации;
г) вносят предложения по совершенствованию структуры оплаты труда и системы мотивации труда.
3.12. В Организациях устанавливаются системы материального стимулирования работников, в том числе учитывающие:
а) отсутствие аварий <5> в отчетном году по сравнению с предыдущим календарным годом;
--------------------------------
<5> Под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы (в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 846 "Об утверждении правил расследования причин аварий в электроэнергетике" с последующими изменениями и дополнениями).
б) отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с предыдущим календарным годом;
в) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
г) своевременное получение паспорта готовности Организации к работе в отопительный сезон;
д) отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности;
е) достижение в отчетном году Организацией намеченных финансовых результатов;
ж) повышение производительности труда.
До принятия федеральным законодателем изменений в действующее правовое регулирование в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 N 32-П при начислении стимулирующих (премиальных) выплат, входящих в состав заработной платы, снижение размера указанных выплат в связи с применением к работнику дисциплинарного взыскания (за весь срок действия дисциплинарного взыскания) не должно приводить к уменьшению месячной заработной платы работника более чем на 20 (Двадцать) процентов по сравнению с размером месячной заработной платы, начисленной без учета вышеуказанного снижения.
При этом работодатель не лишается права дифференцировать размеры стимулирующих выплат в зависимости от выполнения конкретным работником, его структурным подразделением, а также Организацией в целом установленных в Организации показателей, влияющих на расчет и выплату стимулирующих выплат.
3.13. При применении тарифных систем оплаты труда работодатели обеспечивают тарификацию работ и присвоение тарифных разрядов работникам с учетом утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики.
Положения ЕТКС и ТКС действуют до вступления в силу разработанных в установленном порядке профессиональных стандартов по соответствующим видам профессиональной деятельности.
3.14. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, применяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
3.15. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, устанавливаются размеры компенсаций в порядке, предусмотренном законодательством, настоящим Соглашением и коллективными договорами Организаций.
Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения Организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается вместо суточных надбавка за вахтовый метод работы в порядке и размерах, установленных в Организации.
3.16. Оплата времени простоя не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При наличии финансовых возможностей в Организации может быть предусмотрена оплата времени простоя не по вине работника в большем размере.
3.17. Задержки выплаты заработной платы являются нарушением трудового законодательства, настоящего Соглашения.
3.18. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 40 (Сорок) процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Сторонам социального партнерства Организаций рекомендуется сохранить достигнутый уровень преференций работникам за работу в многосменном режиме.
3.19. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличения объемов выполняемых работ (за высокую интенсивность и напряженность труда), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы устанавливаются по соглашению сторон трудового договора в зависимости от объема и сложности дополнительно возлагаемой работы в размере не менее 5 (Пяти) процентов тарифной ставки (должностного оклада) работника.
3.20. Время для приемки смены работниками Организаций, работающими на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме, оплачивается. Конкретная продолжительность времени и порядок его оплаты устанавливаются непосредственно в Организациях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875