Срок действия документа ограничен 31 декабря 2027 года включительно.

4. Содействие занятости и развитие кадрового потенциала

4.1. Работодатели при участии первичных профсоюзных организаций проводят политику занятости, основанную на:

- улучшении условий труда и повышении эффективности производственных процессов;

- результативности профессиональной деятельности и постоянном росте профессионально-квалификационного уровня каждого работника;

- использовании эффективных механизмов регулирования занятости с учетом региональных особенностей деятельности Организации;

- совершенствовании механизмов привлечения и закрепления в отрасли специалистов высокого уровня квалификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

- повышении трудовой мобильности внутри Организации (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство);

- развитии и сохранении кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах;

- содействии занятости высвобождаемых работников.

4.2. Стороны социального партнерства в Организациях считают приоритетными следующие направления совместной работы по привлечению и закреплению в Организациях высококвалифицированных работников:

- распространение форм ранней профессиональной ориентации и дополнительного образования школьников, в том числе поддержку деятельности энергоклассов, летних энергетических школ, проведение энергетических олимпиад;

- проведение профориентационной работы среди студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе: развитие движения студенческих строительных отрядов, экспертизу образовательных программ, предоставление возможности прохождения производственной практики, участие в защите дипломных работ выпускников вузов, участие в ярмарках вакансий, организация профессионального туризма;

- проведение дней открытых дверей в Организациях;

- популяризацию здорового образа жизни среди работников;

- проведение мероприятий по формированию, поддержанию и развитию корпоративных традиций;

- публичное признание заслуг наиболее отличившихся работников путем представления к наградам различного уровня (корпоративным, ведомственным, отраслевым, а также наградам Ассоциации "ЭРА России" и ВЭП);

- организация и проведение (содействие в проведении) отраслевых, региональных и корпоративных соревнований и конкурсов профессионального мастерства, а также направление лучших работников для участия во Всероссийском конкурсе Правительства Российской Федерации "Лучший по профессии" в электроэнергетических номинациях;

- формирование специализированных разделов на сайтах Организаций, пропагандирующих престижность труда в электроэнергетике;

- реализацию других мероприятий, популяризирующих престижность труда в электроэнергетике и способствующих привлечению и закреплению в Организациях высококвалифицированных работников.

4.3. Работодатели обеспечивают:

4.3.1. Нормирование труда в соответствии с действующим законодательством;

4.3.2. Разработку и реализацию стратегий и программ в области управления персоналом, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал, удержание лучших кадров, высокий уровень мотивации работников;

4.3.3. Предоставление работникам возможностей для развития и обучения, в том числе с учетом информирования о перспективах карьерного роста в зависимости от приобретения новых навыков (освоения новых компетенций);

4.3.4. Организацию профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучение их вторым профессиям с учетом положений отраслевых документов;

4.3.5. Сохранение за работниками среднего заработка на весь период обучения при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства;

4.3.6. Предоставление работникам, обучающимся по направлению работодателя без отрыва от производства, оплачиваемых в установленном порядке учебных отпусков, а также других льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4.3.7. Поддержку творческой инициативы работников в новаторской и рационализаторской деятельности, направленной на повышение производительности труда, эффективности производства в порядке и на условиях, определенных непосредственно в Организациях;

4.3.8. Предоставление работы по специальности выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в соответствии с заключенными трехсторонними (работник, работодатель, учебное заведение) договорами на обучение, а также договорами о целевом обучении;

4.3.9. Использование следующих возможностей для минимизации сокращения численности или штата работников:

а) естественный отток кадров (расторжение трудового договора по инициативе работника, выход работника на пенсию и др.);

б) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям;

в) установление работнику неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели;

г) перевод на постоянную работу к другому работодателю, перемещение работников внутри Организации;

4.3.10. Создание и развитие системы кадрового резерва на замещение вакантных должностей в Организации, проведение необходимых мероприятий по его формированию из числа наиболее инициативных и квалифицированных работников с учетом результатов оценки их профессиональных качеств;

4.3.11. Предоставление работникам, увольняемым из филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений Организации в связи с сокращением штата или численности работников, информации о вакансиях, имеющихся в данной местности. Информация о вакансиях в других регионах присутствия Организации предоставляется при наличии соответствующей договоренности сторон социального партнерства локального уровня;

4.3.12. Предоставление работникам, предупрежденным об увольнении в связи с сокращением численности или штата, частично или полностью оплачиваемого времени для поиска работы - в порядке и на условиях, установленных непосредственно в Организациях;

4.3.13. Предоставление работнику, увольняемому по сокращению численности или штата за два и менее года до наступления пенсионного возраста, единовременной материальной помощи, выплачиваемой в Организации в связи с выходом на пенсию;

4.3.14. Предоставление возможности переподготовки, трудоустройства и установление льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинскими рекомендациями.

4.4. С целью закрепления молодых работников и специалистов может осуществляться их поддержка в порядке и на условиях, определенных непосредственно в Организации, с учетом положений раздела 7 настоящего Соглашения.

4.5. Работодатели, в целях повышения качества профессионального образования (обучения) работников, с учетом финансовых и материально-технических возможностей Организации:

а) предоставляют профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования возможность проведения производственной практики в Организации с использованием производственных мощностей, оборудования на безвозмездной основе;

б) предоставляют возможность прохождения стажировки на производстве преподавательскому составу образовательных организаций;

в) организуют производственную (технологическую) практику учащихся и студентов образовательных организаций, при наличии возможности заключают с ними трудовые договоры;

г) развивают сотрудничество с образовательными организациями путем направления специалистов Организаций для участия в образовательном процессе;

д) организовывают и развивают практику дуального обучения студентов образовательных организаций;

е) участвуют в развитии материально-технической базы образовательных организаций для реализации образовательного процесса по наиболее востребованным специальностям (на основании отдельных соглашений);

ж) отдают предпочтение при трудоустройстве на работу выпускникам образовательных организаций, обучавшимся по образовательным программам, которые прошли профессионально-общественную аккредитацию, и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации.

4.6. Помимо предусмотренных трудовым законодательством случаев, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (при равной производительности труда и квалификации) предоставляется работникам, которые имеют действующее свидетельство о квалификации (успешно сдавшие профессиональный экзамен в формате независимой оценки квалификации в порядке, определенном Федеральным законом N 238-ФЗ от 3 июля 2016 года "О независимой оценке квалификации").

4.7. Первичные профсоюзные организации обязуются:

4.7.1. Проводить взаимные консультации с работодателем по проблемам занятости;

4.7.2. Содействовать повышению производительности и мотивации труда работников;

4.7.3. Содействовать развитию различных форм работы с молодыми работниками и специалистами;

4.7.4. Содействовать проведению разъяснительной работы по реализации мероприятий, проводимых при реорганизации Организаций, по социальной и трудовой адаптации работников Организаций и оказанию им психологической поддержки;

4.7.5. Оказывать консультационную помощь работникам, подлежащим увольнению по инициативе работодателя, по вопросам, связанным с:

а) правами работников в сфере труда и занятости, в том числе на назначение досрочных пенсий, государственных социальных пособий;

б) порядком обращения в территориальные центры службы занятости населения, их местонахождением, режимом работы, а также условиями регистрации в качестве безработного;

в) действующими в регионе программами содействия занятости;

4.7.6. Осуществлять взаимодействие и поддержку работавших в Организациях лиц, с которыми были прекращены трудовые договоры в связи с их призывом на военную службу, в том числе по мобилизации, в период прохождения ими военной службы.

4.8. Работодатели и первичные организации ВЭП при проведении конкурсов профессионального мастерства, в том числе, отмечают лучших молодых работников.

4.9. Стороны социального партнерства Организаций проводят взаимные консультации по вопросам применения дистанционного труда и поэтапного внедрения электронного кадрового документооборота.

4.10. Критериями массового увольнения работников являются:

За период времени

30 дней

60 дней

90 дней

Доля увольняемых от среднесписочной численности работников

свыше 7%, но не менее 25 чел.

свыше 11,5%, но не менее 50 чел.

свыше 20%, но не менее 100 чел.

4.11. В случае реорганизации Организации:

4.11.1. Работодатели обязуются:

а) извещать выборные органы первичных профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и предоставлять им информацию о решении по реорганизации, принятом уполномоченным органом управления, в течение 20 (двадцати) дней со дня принятия соответствующего решения;

б) предоставлять выборным органам первичных профсоюзных организаций информацию о графике мероприятий по реорганизации;

4.11.2. Первичные организации ВЭП обязуются:

а) разъяснять работникам особенности процедуры реорганизации Организации и продолжения трудовых отношений;

б) содействовать принятию работниками решений о продолжении трудовых отношений и их адаптации к работе в реорганизованных Организациях.

4.12. Особенности урегулирования отношений с работниками при расторжении трудовых договоров в связи с выводом из эксплуатации производственных мощностей:

4.12.1. В случае расторжения по соглашению сторон трудового договора с работником, подлежащим увольнению по сокращению численности или штата в связи с выводом из эксплуатации производственных мощностей, работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер, в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит следующие компенсационные выплаты в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях:

а) увольняемым работникам - не менее четырехкратного среднего месячного заработка;

б) увольняемым работникам градообразующих предприятий - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка (к градообразующим предприятиям относятся предприятия, на которых занято не менее 30 (Тридцати) процентов от общего числа работающих в городе (поселке));

в) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка или по желанию работника - не менее 20 (Двадцати) процентов среднего месячного заработка ежемесячно до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства;

г) работникам пенсионного возраста - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка, а увольняемым из Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее восьмикратного среднего месячного заработка;

д) увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка;

е) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, - в размере не менее пятикратного среднего месячного заработка;

ж) работникам, увольняемым из Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере не менее семикратного среднего месячного заработка.

Выплаты, указанные в настоящем пункте, включаются в сумму выплат, предусмотренных законодательством.

В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат, предусмотренных настоящим пунктом, производится только одна выплата по выбору работника;

4.12.2. По желанию работника выплаты, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящего Соглашения, могут быть заменены на оплату его переобучения, если учебное учреждение находится на территории субъекта Российской Федерации, где проживает работник, но не выше указанного размера выплат.

4.13. Стаж работы в электроэнергетической отрасли - совокупность периодов трудовой деятельности работника в организациях, осуществляющих выработку, передачу и сбыт электро- и теплоэнергии, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике (в том числе в акционерных обществах энергетики и электрификации до их разделения по видам бизнеса в рамках энергетической реформы 2003 - 2008 годов), а также в специализированных энергоремонтных и энергосервисных организациях - вне зависимости от формы собственности и (или) эксплуатируемого оборудования, в проектных и научно-исследовательских институтах, профильных образовательных и научных центрах, а также в профильных органах государственной власти федерального и регионального уровня, некоммерческих и общественных организациях, осуществляющих свою деятельность в интересах электроэнергетической отрасли.

При этом:

а) для целей представления работников к наградам различного уровня учитывается общий стаж работы в электроэнергетической отрасли;

б) для целей расчета и выплаты надбавок за выслугу лет (при наличии) учитывается непрерывный трудовой стаж работника в конкретной организации на условиях, предусмотренных коллективными договорами (локальными нормативными актами).