1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи руководителям организаций отдыха детей и их оздоровления (стационарных загородных детских оздоровительных лагерей) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее - лагерь) для оптимизации работы лагерей, а также эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Установление структуры управления, утверждение штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции руководителя лагеря.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру, штатный состав и штатную численность работников лагеря в соответствии с его Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей работников, специальностей, профессий с указанием квалификации, размеров оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера в зависимости от занимаемой должности, сведения о количестве штатных единиц. Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем лагеря или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в том же порядке.

Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, носят рекомендательный характер.

Для организаций бюджетной сферы формы первичных учетных документов утверждены приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.

Состав и численность работников зависят от:

продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы работников;

цели создания и направлений деятельности лагеря, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и реализацией дополнительных общеразвивающих программ;

численности и категории детей, принимаемых в смену; продолжительности смены;

количества объектов, на базе которых осуществляется отдых и оздоровление детей;

особенностей реализуемых программ воспитания, отдыха и оздоровления детей;

наличия структурных подразделений.

При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г. N 18638);

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 (в редакции от 11 июля 2024 г.), а также профессиональными стандартами.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 19 июня 2012 года);

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 27 марта 2018 г.);

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30 (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Минтруда России и Минздравсоцразвития России по состоянию на 09.04.2018).

Требования к квалификации работников содержатся в профессиональных стандартах, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, отдельных федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

Согласно части первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности работников сферы научного обслуживания, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Если в соответствии с частью второй статьи 57 ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Данное условие, связанное с определением наименований должностей работников, необходимо соблюдать при составлении штатного расписания организации.

Согласно части 1 статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Согласно части 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

По отдельным видам работы возможно выполнение функций работниками обслуживающих организаций, не состоящих в штате организации отдыха детей и их оздоровления.

В пределах финансовых средств, предусмотренных на обеспечение отдыха и оздоровления детей, лагеря самостоятельно определяют необходимое количество должностей работников сверх минимальной численности работников, необходимой для обеспечения безопасности пребывания детей в лагере, определенной в настоящих методических рекомендациях.

Женщины, работающие в сельской местности, в соответствии со статьей 263.1 ТК РФ, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Штаты лагеря предусматривают наличие административно-хозяйственного, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала.