I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области рыболовства

и сохранения водных биологических ресурсов

Госконтроль в области рыболовства осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Состояние госконтроля в области рыболовства характеризуется:

количеством контролируемых лиц, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

суммой вреда (ущерба), причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

суммой вреда (ущерба), причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возмещенного в добровольном и принудительном порядке;

количеством конфискованных судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

В силу части 6 статьи 43.2 Закона о рыболовстве госконтроль в области рыболовства осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

При этом общее количество проведенных территориальными органами Росрыболовства в 2023 году по согласованию с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемыми лицами в связи с поступлением информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания составило 8 (из них: инспекционных визитов - 2, выездных проверок - 6).

По результатам таких контрольных (надзорных) мероприятий было выявлено 7 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечено к административной ответственности 4 юридических лица и 3 должностных лица, наложено административных штрафов на общую сумму 301000 рублей, общая сумма уплаченных и взысканных штрафов составила 191000 рублей.

Также в 2023 году территориальными органами Росрыболовства проведено 127544 контрольных (надзорных) мероприятия в виде выездного обследования в соответствии с пунктом 10(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336). По результатам таких мероприятий:

возбуждено 82154 дел об административных правонарушениях, из них составлено 77768 протоколов об административных правонарушениях;

из правоохранительных органов на рассмотрение поступило 6974 материалов дел об административных правонарушениях;

количество лиц, в отношении которых вынесены постановления о назначении административного наказания, составило 67929, из них граждане - 67203, должностные лица - 506, индивидуальные предприниматели - 60, юридические лица - 160;

изъято 166,8 тонн незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и 153129 единиц орудий их добычи (вылова);

произведено изъятие или наложен арест на 8948 единиц судов и (или) транспортных плавающих средств, лодочных моторов и других транспортных средств;

в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел передано 3301 дел на 3314 человек. По направленным материалам возбуждено 2635 уголовных дел на 2780 человек по статьям 250, 256 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;

наложено штрафов на сумму 171183000 рублей, взыскано 91490000 рублей;

сумма вреда (ущерба), причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, составила 251473000 рублей, сумма предъявленного вреда (ущерба), с учетом прошлых периодов, составила 330476000 рублей. Из общей суммы предъявленного вреда (ущерба) возмещено 197064000 рублей.

По информации территориальных органов Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований являются:

загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения в результате сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод;

использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, отвечающих нормативным требованиям;

загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;

нарушения обязательных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах, при дноуглубительных работах;

нарушения обязательных требований при добыче полезных ископаемых в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах;

нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехническими сооружениями;

размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы, без согласования с Росрыболовством или его территориальными органами, а также без применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

нарушение условий пользования рыболовными участками;

нарушение Правил рыболовства;

нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности.

Закон о контроле и Постановление N 336 закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.

Такой подход предполагает, что выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будет осуществляться контроль за деятельностью данного контролируемого лица.

В соответствии с установленными показателями результативности и эффективности деятельности, в 2023 году Росрыболовством достигнут ключевой показатель госконтроля в области рыболовства. Вместе с тем при анализе индикативных показателей выявлены проблемы при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности. Статистика согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, инициированных территориальными органами Росрыболовства, показывает отрицательную динамику осуществления Росрыболовством контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта (объектов) госконтроля в области рыболовства.

Сравнительный анализ осуществления госконтроля в области рыболовства за период 2022 - 2023 годы показывает значительное снижение привлечения контролируемых лиц к ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Вместе с тем согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России уровень преступности в сфере незаконного оборота водных биоресурсов и рыбной продукции не снижается.

Следует отметить, что ключевыми наиболее значимыми рисками в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, аквакультуры (рыбоводства) в зависимости от видов объектов контроля на сегодняшний день являются:

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в сфере рыболовства - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и (или) среде их обитания в результате нарушения правил рыболовства;

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добычи, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и в их водоохранных зонах, сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, разработке месторождений полезных ископаемых, а также внедрению новых технологических процессов и осуществлению иной деятельности - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания в результате осуществления указанной деятельности с нарушением правил охраны водных биоресурсов и (или) правил охраны среды обитания или путей миграции водных биоресурсов либо без применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в сфере аквакультуры (рыбоводства) - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания вследствие нарушения положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления вышеуказанного вида деятельности.

В рамках реформы контрольной (надзорной) деятельности, наряду с отменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий, существенно снизилось количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Вместе с тем территориальными органами Росрыболовства проводятся профилактические мероприятия по предупреждению нарушений законодательства, в том числе работа по разъяснению обязательных требований и доведению заинтересованным лицам информации об ответственности за их нарушение. Всего в 2023 году территориальными органами Росрыболовства проведено 29854 профилактических мероприятий (в 2022 году - 21660).

Так, например в 2023 году (в сравнении с 2022 годом):

контролируемым лицам объявлено 2505 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2022 году - 844);

проведено 1642 профилактических визита (в 2022 году - 843), из них 901 обязательных профилактических визитов (в 2022 году - 479);

проведено 22825 консультирований (в 2022 году - 16068);

размещено 6898 статей по вопросам контрольной (надзорной) деятельности в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации (в 2022 году - 5993);

организовано 507 выступлений в средствах массовой информации (в 2022 году - 931), включая 395 репортажей на телевидении (в 2022 году - 715) и 112 выступлений на радио (в 2022 году - 216);

проведено 678 публичных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров) (в 2022 году - 1856).

Также на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных органов Росрыболовства регулярно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биоресурсов, в территориальных органах Росрыболовства круглосуточно работают телефоны "горячей линии".

На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая контролируемым лицам информация в части госконтроля в области рыболовства.

Следует отметить, что в случае, если проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления вида государственного контроля (надзора) не предусмотрено, необходимость разработки критериев риска и категорирования объектов контроля на обязательной основе отсутствует. Вместе с тем Росрыболовством в Положении о госконтроле в целях осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям установлены следующие критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска (высокий риск, средний риск, низкий риск).

Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:

по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.

Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:

по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;

по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) их водоохранных зонах;

по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:

по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.