МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 9 января 2025 г. N Исх-38/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 1 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

Наземное обслуживание воздушных судов (далее - ВС) включает комплекс работ по обеспечению прибытия ВС на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Одним из видов наземного обслуживания, связанного с высоким риском повреждения ВС и травмирования персонала в случае нарушения технологии выполнения работ, является буксировка ВС.

В большинстве случаев услуги по наземному обслуживанию, в том числе буксировка ВС, предоставляются сторонними организациями, не связанными с деятельностью эксплуатанта ВС.

В соответствии с требованиями пунктов 51, 52 и 53 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил" (далее - ФАП-10) эксплуатант должен обеспечить наличие (или доступ к электронной копии) руководства по организации наземного обслуживания в организациях, осуществляющих наземное обслуживание ВС на аэродромах (аэропортах) или посадочных площадках, на которые выполняются полеты, а также обеспечить контроль, соблюдение и исполнение этих требований.

Вышеуказанные требования не снимают ответственности за обеспечение безопасности полетов с организаций, предоставляющих услуги по буксировке ВС. Организации по наземному обслуживанию должны обеспечивать подготовку наземного персонала, повышение квалификации и поддержание навыков, необходимых при осуществлении наземного обслуживания, поддержание технической исправности спецтранспорта, средств механизации и обеспечение безопасности своей деятельности на территории аэропорта.

В течение 2024 года произошло 5 случаев повреждения ВС при их буксировке (в 2023 году при буксировке произошло 10 повреждений ВС на земле). Причины данных событий обусловлены следующими факторами:

- нарушение технологии работ при выполнении буксировки воздушного судна;

- осуществление буксировки в неполном составе буксировочной бригады;

- нарушение технологии взаимодействия как со стороны руководителей буксировочной бригады, так и со стороны экипажей ВС;

- нарушение схем расстановки и организации движения спецтранспорта и механизации;

- состояние перрона (неровная поверхность, наличие загрязнений в виде льда или снега);

- отсутствие или низкое качество радиосвязи между членами буксировочной бригады.

При рассмотрении факторов, приводящих к повреждению ВС в процессе буксировки, необходимо учитывать, что члены летного экипажа со своих рабочих мест не имеют, как правило, возможности контролировать безопасные расстояния от законцовок крыла до подвижных и не подвижных препятствий. В связи с этим на членов буксировочной бригады возлагается основная ответственность за обеспечение безопасности при буксировке ВС и осмотрительность при обнаружении препятствий на маршруте буксировки.

Поручаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации. Рекомендовать операторам аэродромов довести настоящую информацию до организаций, оказывающих услуги по наземному обслуживанию ВС на аэродроме.

2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, а также организаций, предоставляющих услуги по наземному обслуживанию ВС:

2.1. изучить настоящую информацию с персоналом, организующим, контролирующим и участвующим в процессе буксировки ВС;

2.2. предусмотреть проведение занятий со специалистами, допущенными к буксировке ВС в качестве руководителя буксировочной бригады, по следующим вопросам:

- минимальные безопасные расстояния от буксируемого ВС до неподвижного препятствия, а также особенности буксировки крупногабаритных ВС и связанные с этим факторы опасности;

- правила взаимодействия руководителя буксировочной бригады с членами бригады и экипажем ВС;

- порядок действий в случае возникновения нештатных (сбойных) ситуаций, таких как, рассоединение буксировочного водила и ВС, ошибочное определение маршрута (отклонение от ранее заданного маршрута), невозможность продолжения буксировки в связи с наличием на маршруте препятствий или из-за состояния искусственного покрытия (лед, неровности, не просматриваемая разметка);

- маркировка покрытий, аэродромные знаки, места их расположения и порядок действий (в том числе места, где должна быть выполнена остановка, а также участки, требующие дополнительной визуальной и радиоосмотрительности);

- руководство членами буксировочной бригады, использование радиосвязи и визуальных команд в процессе буксировки ВС, в том числе при возникновении нештатных ситуаций.

Д.В.ЯДРОВ