5.9. Создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Голикова Т.А.

Эффективная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров решает задачи обеспечения технологического лидерства с учетом структурной перестройки экономики и снижения профессионально-квалификационных дисбалансов на рынке труда.

Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:

Создание модели управления кадровым обеспечением экономики, подразумевающей формирование и обновление прогноза рынка труда на пятилетний период (в региональном, отраслевом и профессионально - квалификационном разрезе), исходя из потребности экономики в кадрах.

Обновление образовательных программ с целью их фокусировки на технологических приоритетах и обеспечения адресной подготовки кадров через реализацию механизма целевого обучения, преобразования в открытую общественно-профессиональную систему государственной системы научной аттестации для обеспечения расширенного воспроизводства кадров высшей квалификации.

Изменение структуры контрольных цифр приема в сторону востребованных специальностей в промышленности, изменение механизма и объема целевого приема в вузы с учетом потребности конкретных работодателей.

Повышение уровня трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования (в том числе за счет мероприятий по расширению стажировок и практик на ключевых предприятиях, маршрутизации выпускников, модернизации центров карьеры на базе организаций высшего образования).

Развитие современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития регионов, а также повышения уровня подготовки инженерных кадров для обеспечения высококвалифицированными кадрами реального сектора экономики.

Повышение доступности дополнительного образования, в том числе через развитие инфраструктуры для выявления, поддержки и развития талантов, развитие профессиональной ориентации и подготовки квалифицированных кадров.

Кадровое обеспечение системы общего образования (создание комплексных образовательно-воспитательных кластеров, проведение курсов повышения квалификации по внедрению программ просветительской деятельности для родителей воспитанников детских садов, для руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, создание условий для поддержки молодежных инициатив и развития социальных лифтов).

Осуществление с региональным участием профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций оборонно-промышленного комплекса.

Повышение охвата школьников деятельностью передовых инженерных школ в целях ранней профессиональной ориентации и комплексом профориентационных мероприятий в рамках Единой модели профориентации.

Проведение мероприятий по профессиональному обучению отдельных категорий граждан.

Государственные программы Российской Федерации и национальные проекты: достижение показателя обеспечивается за счет национальных проектов "Молодежь и дети", "Кадры", государственных программ Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие образования", включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.