ВСТУПЛЕНИЕ

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее соответственно - Указ N 309, национальные цели) определены семь национальных целей:

а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;

б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) экологическое благополучие;

д) устойчивая и динамичная экономика;

е) технологическое лидерство;

ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

В рамках каждой цели Указом N 309 установлены целевые показатели, характеризующие ее достижение в 2030 году и на перспективу до 2036 года.

Указ N 309, с одной стороны, обеспечил преемственность национальных целей развития, сформулированных в 2020 году, а с другой - уточнил и конкретизировал цели с учетом новых условий, накопленного опыта работы.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на плановый период до 2036 года (далее - Единый план) сформирован в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и определяет стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей и характеризующих их показателей на ближайшие 12 лет. В ходе реализации Единого плана будет решаться долгосрочная задача выхода на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития в условиях имеющихся вызовов.

С 2022 года Российская Федерация находится в условиях беспрецедентного санкционного давления. Однако российская экономика не просто выстояла, но успешно развивается: по итогам 2023 года темпы роста экономики оказались выше среднемировых: 3,6%, что более чем компенсировало спад на 1,2% г/г в 2022 году. В 2024 году рост продолжился.

Устойчивость российской экономики была обеспечена как накопленной макростабильностью, устойчивостью бюджета, так и действиями Правительства Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации, Банком России, Госсоветом, субъектами Российской Федерации. Удалось реализовать как оперативные меры по стабилизации экономики, так и сохранить фокус на долгосрочном развитии, заложить основы структурной перестройки экономики.

На горизонте до 2036 года Российской Федерации придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности для развития. Национальные цели развития отвечают на эти вызовы, а Единый план определяет конкретные действия в рамках такого ответа.

Важнейшим фактором развития останутся демографические вызовы. В силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. Необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить стабилизацию рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни.

Стабилизация рождаемости потребует дальнейшего улучшения инфраструктуры для семей с детьми. Помимо традиционной инфраструктуры - детские сады, школы, медицина - возрастет спрос на качественную досуговую и туристическую инфраструктуру, а также инфраструктуру дополнительного образования, выявления и развития талантов.

Для обеспечения роста продолжительности жизни в здравоохранении необходимо обеспечить сочетание доступности (в том числе территориальной) базовой медицинской помощи, первичного звена, повышения качества диагностики (в том числе за счет развития телемедицины) и доступности высокотехнологичной помощи. Но проблема не решается исключительно медицинскими методами - необходимо продвижение здорового образа жизни, в том числе создание условий и стимулов для занятия спортом всех возрастных категорий.

Продолжительность жизни - один из важнейших индикаторов качества жизни людей. В России продолжит расти доля населения старших возрастов, в том числе за счет возврата на траекторию увеличения продолжительности жизни. Соответственно, расширится потребность в инфраструктуре, соответствующей потребностям населения старших возрастов - как традиционной для этого поколения инфраструктуре здравоохранения и социального обеспечения, так и прежде не востребованной в таких масштабах досуговой, образовательной, туристической.

Еще один вызов - запрос на социальную справедливость, снижение уровня бедности, дифференциации доходов. Экономический рост должен приносить видимые результаты для всех групп населения - увеличение доходов, повышение качества жизни. Повышение адресности социальной помощи, в том числе за счет цифровизации, целенаправленная политика по ускоренному росту доходов низкодоходных групп населения являются необходимыми условиями для ответа на этот вызов.

Важным вызовом является повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни. Общий рост благосостояния формирует новые требования к качеству, комфортности и доступности жилья, качеству городской среды, экологии, развитию культурной и досуговой среды.

Экологические вызовы как в глобальном масштабе, так и в национальном, включая потребность в эффективной системе обращения с твердыми бытовыми отходами, определяют необходимый набор действий не только собственно в экологической, но и в экономической, социальной, образовательной сферах.

В экономической сфере ключевыми остаются внешние вызовы.

На фоне сохранения геополитической напряженности в мире замедляются темпы роста мировой экономики. Особую проблему создает замедление роста в Китае и, возможно, Индии. Для России основной канал воздействия - это возможное сокращение спроса на энергоносители и другие товары российского экспорта в мире в целом и в основных странах-потребителях.

Продолжает нарастать санкционное давление, в том числе через вторичные санкции. Хотя наша экономика, в том числе внешняя торговля, показывает способность успешно адаптироваться, в каждый период возникают новые проблемы. Каждая волна усиления санкций, давления на наших внешнеэкономических партнеров требует новой перестройки платежных каналов, логистики, создает трудности для работы наших компаний на зарубежных рынках. Все это создает дополнительные издержки, создает риски для конкурентоспособности наших товаров и необходимости обеспечения критического импорта. Возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта должно компенсироваться выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, созданием сети устойчивых партнерств, развитием зарубежной инфраструктуры.

Эффекты санкционного давления взаимосвязаны с общим состоянием мировой экономики. Чем ниже темпы роста и, соответственно, спрос, тем легче отказаться от российского экспорта.

В условиях санкционного давления важнейшим остается вызов, связанный с обеспечением технологической независимости.

Здесь две взаимосвязанных группы рисков. Первое - возможные проблемы с выходом из строя оборудования и т.п., что может непосредственно сказаться на производственной активности, транспортной связанности и др. Это вопрос разрыва между сроками реализации проектов технологического лидерства и сроком службы импортного оборудования.

Отсюда долгосрочный вызов, связанный с качеством планирования и достаточностью финансирования сложных технологических проектов импортозамещения. Также актуальными остаются вызовы, связанные с обеспечением кадрами, сохранением зазоров между научной и производственной деятельностью.

Важнейшими факторами устойчивого роста являются высокий уровень инвестиционной активности, снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего транспортных и энергетических, для возможностей гибкого и эффективного развития экономики в условиях перенаправления товарно-транспортных потоков. Вызов для инвестиционной активности - это достаточность собственных и заемных средств для предприятий, развитие национального финансового рынка.

Соответственно, возникают вызовы для долгосрочной макростабильности. В условиях структурной перестройки необходимо обеспечить сбалансированное развитие спроса и предложения, не допустить повышенного инфляционного давления. Основная задача здесь - развитие экономики предложения, обеспечение роста производства, направленного на удовлетворение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

На фоне повышенной потребности в бюджетных расходах, связанных с обеспечением обороны и безопасности, а также выполнением принятых социальных обязательств, важной задачей является обеспечение сбалансированности бюджета, приоритизация бюджетных расходов.

Сокращение в среднесрочной перспективе населения в трудоспособном возрасте в результате объективных демографических трендов в сочетании со структурной трансформацией экономики создает новые требования к рынку труда. Это предполагает повышение гибкости рынка труда, долгосрочные меры по повышению уровня участия в рабочей силе, снижению профессионально-квалификационных дисбалансов, обеспечению "качественного" притока мигрантов. Вызовом является обеспечение роста производительности труда темпами выше исторически сложившихся.

Технологическое развитие формирует новые требования к условиям для раскрытия таланта каждого человека. Спрос на доступное и качественное образование всех уровней формируется как со стороны экономики, так и со стороны граждан.

Климатическая повестка и вопросы низкоуглеродного развития будут способствовать долгосрочным изменениям глобальной структуры производства и потребления, снижению спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и уголь. Для России это, с одной стороны, создает риск снижения экспорта (в том числе неэнергетического), а с другой - мощный стимул к технологической перестройке промышленности, энергетики и транспорта, к инвестициям в проекты по снижению выбросов, включая проекты по лесовосстановлению.

По мере повышения уровня социально-экономического развития растут требования граждан к качеству государственных услуг, в целом к качеству жизни - жилью, городской среде, медицине, образованию. Рост запросов в некоторых случаях опережает скорость изменений. Соответственно, встает задача соответствия запросам, ориентации на потребности граждан, максимальной эффективности - необходимо не просто повышать объемы оказания услуг со стороны государства и бюджетной сферы, но и радикально повышать их качество и доступность на всей территории страны. Цифровые технологии создают новые возможности - государственные услуги могут стать максимально незаметными, не обременяющими ни граждан, ни бизнес, встроенными в процессы. Кроме того, цифровизация повышает доступность услуг при условии преодоления "цифрового неравенства", обеспечения доступа к Интернету на всей территории страны.

Территориальные различия в уровне жизни - еще один вызов, связанный в том числе с пространственным изменением экономической активности, транспортно-логистических и пассажирских потоков. Это повышает требования к пространственной связанности страны, мобильности ресурсов, обеспечению достаточности инфраструктуры. Высокое качество жизни должно быть обеспечено на всей территории страны. Данная задача не решается перераспределением ресурсов - необходимо появление и развитие новых центров экономического роста. Ключевое условие эффективного развития регионов в среднесрочной перспективе - наращивание собственной доходной базы. Федеральные проекты должны быть катализатором проектов региональных. Также необходимо обеспечить интеграцию и развитие новых территорий, а также приоритетное развитие геостратегических территорий Российской Федерации, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.