5.8. Вовлечение к 2030 году не менее чем 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100 процентов государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации Новак А.В., Мантуров Д.В., Голикова Т.А., Чернышенко Д.Н.
На производительность труда оказывают влияние все сферы экономики. Рост производительности труда способствует повышению конкурентоспособности, снижению нагрузки на рынок труда в условиях дефицита кадров, поддержке социального развития и инвестиционной привлекательности.
Увеличение охвата средних и крупных организаций базовых несырьевых отраслей экономики, а также вовлечение государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов по повышению производительности труда будет способствовать эффективному использованию ресурсов.
Ключевыми факторами и инструментами повышения производительности труда на предприятиях и в государственных и муниципальных организациях социальной сферы станут:
Увеличение инвестиционной активности и доступности капитала.
Подробнее факторы и инструменты достижения перечислены в пункте 5.3. "Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата", 5.6. "Обеспечение роста капитализации фондового рынка не менее чем до 66 процентов валового внутреннего продукта к 2030 году и до 75 процентов валового внутреннего продукта к 2036 году, доли долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений не менее чем до 40 процентов к 2030 году и до 45 процентов к 2036 году".
Технологическое развитие и цифровизация: при наличии квалифицированных кадров технологическое развитие закрепляет в долгосрочной перспективе высокий уровень производительности труда, повышая качество и снижая себестоимость продукции.
Подробнее факторы и инструменты достижения перечислены в пункте 5.7. "Вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации", 6.1. "Обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", 6.2. "Увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40 процентов по сравнению с уровнем 2022 года", 7.4. "Обеспечение в 2025 - 2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта", 7.5. "Переход к 2030 году не менее 80 процентов российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы", 7.6. "Увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах".
Развитие кадрового потенциала: доступность и квалификация кадров в первую очередь оказывают влияние на устойчивый рост производительности труда.
Подробнее факторы и инструменты достижения перечислены в пункте 1.5. "Снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом", 1.9. "Создание и запуск к 2030 году цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни, на базе принципа управления на основе данных", 1.12. "Обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц", 2.3. "Увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов", 2.4. "Увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов", 3.2. "Обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв. метров к 2036 году", 5.7. "Вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации", 5.10. "Создание к 2030 году условий для одновременного освоения не менее чем 30 процентами студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования", 5.11. "Создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации".
Развитие инфраструктуры и экспортного потенциала: обеспечение доступности и эффективности работы энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры значительно влияет на конкурентоспособность продукции как по качеству, так и по цене, а доступ на новые рынки дает возможность реализовать эти конкурентные преимущества.
Подробнее факторы и инструменты достижения перечислены в пункте 3.9. "Обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве", 5.14. "Обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года", 5.16. "Увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года", 5.17. "Формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков", 5.19. "Увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов".
Реализация мероприятий по повышению производительности труда в экономике будет структурирована по трем уровням:
- первый уровень (заводской) предусматривает адресную работу по увеличению выработки организации, в том числе с помощью внедрения инструментов бережливого производства совместно с экспертами федерального и региональных центров компетенций в сфере производительности труда;
- второй уровень (отраслевой) предусматривает создание отраслевых центров компетенций для управления программой повышения производительности труда на основе существующих стратегий развития в отрасли, координацию отраслевых программ развития и мониторинг достигаемых результатов;
- третий уровень (системный) позволит обеспечить наибольший охват предприятий мероприятиями, направленными на повышение производительности труда, за счет снижения административных издержек организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности и реализации образовательных программ по "бережливому производству", проектному управлению и экспортному потенциалу с их дальнейшим масштабированием, в том числе в онлайн-формате.
Работа на государственных и муниципальных организациях социальной сферы по увеличению выработки, в том числе с помощью внедрения инструментов "бережливого производства". Также будут разработаны лучшие практики (коробочные решения) по увеличению выработки, в том числе с помощью внедрения инструментов "бережливого производства", тиражирование которых будет осуществлено отраслевыми центрами компетенций.
Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации: достижение показателя обеспечивается за счет национальных проектов "Эффективная и конкурентная экономика", "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности", "Средства производства и автоматизации", "Беспилотные авиационные системы", "Кадры", "Инфраструктура для жизни", "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", "Международная кооперация и экспорт", государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Комплексное развитие сельских территорий", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие здравоохранения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, за счет федеральных проектов и инвестиционных программ компаний с государственным участием, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875