II. Общие рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц

II. Общие рекомендации по предотвращению проникновения

на опасный производственный объект посторонних лиц

6. В целях предотвращения проникновения на ОПО посторонних лиц руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется разработать направленные на предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц организационные меры, оборудовать ОПО инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты) и принять меры по охране ОПО (обеспечить создание системы физической защиты ОПО).

7. Система физической защиты ОПО может выполнять задачи, направленные не только на предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц, но и на своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность ОПО, на пресечение попыток совершения террористического акта на ОПО и на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на ОПО.

8. Создание и ввод системы физической защиты ОПО в действие рекомендуется обеспечивать до завоза на ОПО опасных веществ или начала эксплуатации ОПО.

9. При создании (совершенствовании созданной) системы физической защиты ОПО рекомендуется выполнять следующие этапы: проектирование (предварительная стадия и стадия непосредственной подготовки проектных решений по созданию системы физической защиты ОПО и проекта комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты)); реализация проектных решений; ввод системы физической защиты ОПО в действие.

Проектирование системы физической защиты ОПО рекомендуется осуществлять на этапе проектирования ОПО с учетом подпункта "к" пункта 26(1) и подпункта "б.1" пункта 32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

10. При проектировании системы физической защиты ОПО (на предварительной стадии) рекомендуется проводить аналитическую работу (анализ уязвимости ОПО), включающую документальное описание:

характеристик посторонних лиц (количество, вооружение и оснащение), предотвращение проникновения которых на ОПО должна обеспечивать система физической защиты ОПО (далее - нарушители) (в случае наличия для ОПО разработанных моделей нарушителей (например, типовых моделей нарушителей, направленных органами безопасности) рекомендуется использовать такие модели);

технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на ОПО, несанкционированное воздействие на которые нарушителями может привести к инцидентам или авариям на ОПО (далее - уязвимые места ОПО);

возможных путей проникновения на ОПО нарушителей и способов их воздействия на уязвимые места, которые могут привести к авариям и инцидентам (в том числе дистанционного способа воздействия на ОПО, например, с помощью беспилотных воздушных судов или беспилотных надводных аппаратов (далее - БПЛА));

возможных последствий совершения в отношении уязвимых мест ОПО террористического акта или диверсии, в том числе с использованием БПЛА (при проведении оценки могут использоваться сведения, содержащиеся в декларации промышленной безопасности, технологических регламентах, паспортах безопасности машин и (или) оборудования, в том числе о количестве опасного вещества на ОПО, а также учитываться внутренние перемещения на площадке ОПО опасных веществ и грузов, несанкционированное воздействие на которые может привести к неблагоприятным последствиям), категорирование уязвимых мест по масштабам возможных последствий в случае воздействия нарушителей;

перечня уязвимых мест ОПО, подлежащих защите от действий нарушителей, документальное оформление границ размещения уязвимых мест ОПО и их утверждение руководителем организации, эксплуатирующей ОПО;

границ (периметра) площадки ОПО и отдельных зданий, помещений на площадке ОПО, подлежащих оснащению инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты) ОПО и охране, состава комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты) ОПО, мест размещения контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда автотранспорта, мест размещения сил охраны (караулов).

11. Руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется определить периодичность (например, не реже 1 раза в 5 лет) проведения оценки актуальности анализа уязвимости и достаточности мер, предусмотренных системой физической защиты. Кроме того, рекомендуется обеспечить проведение такой оценки при внесении в производственный процесс значительных изменений, влияющих на масштаб последствий несанкционированного воздействия на ОПО нарушителей, в случае изменения характеристик нарушителей, например, изменения типовых моделей нарушителей, а также по итогам проведенных тренировок (учений).

В случае определения по результатам оценки необходимости пересмотра анализа уязвимости и (или) совершенствования системы физической защиты рекомендуется разработать и утвердить соответствующий план мероприятий по пересмотру анализа уязвимости и (или) совершенствованию системы физической защиты.