I. Общие положения

1. Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2025 год (далее - Программа) определяет цели, задачи и порядок проведения профилактических мероприятий при осуществлении Росфинмониторингом контроля (надзора) с учетом принципов клиентоцентричности.

2. Проведение профилактических мероприятий является составляющей частью контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

3. Профилактические мероприятия Росфинмониторинг проводит в отношении организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы (далее - контролируемые лица).

4. Виды профилактических мероприятий определены Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219.

Росфинмониторинг проводит профилактические мероприятия посредством:

1) доведения до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, актуальных рисках отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), требующих повышенного внимания при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

2) обобщения правоприменительной практики и доведения ее результатов до сведения контролируемых лиц;

3) анкетирования (опроса) контролируемого лица.

5. Цели реализации Программы:

1) предупреждение нарушений контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ;

2) устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению вышеуказанных требований законодательства о ПОД/ФТ.

6. Проведение профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:

1) обеспечение применения риск-ориентированного подхода в деятельности контролируемых лиц, проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности их клиентов, а также обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий;

2) формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ у контролируемых лиц посредством представления информации в простои, понятной и исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров, указание нормативных правовых актов, содержащих требования законодательства о ПОД/ФТ, и мер административной ответственности за нарушение указанных требований);

3) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства о ПОД/ФТ, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

4) повышение уровня законопослушности и эффективности работы контролируемых лиц в антиотмывочной системе;

5) повышение эффективности функционирования системы ПОД/ФТ до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация (предупреждение, выявление и пресечение) выявляемых рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и экстремистской деятельности без привлечения дополнительных ресурсов;

6) повышение уровня вовлеченности контролируемых лиц в антиотмывочную систему для снижения рисков ОД/ФТ;

7) повышение качества информации, представляемой в Росфинмониторинг;

8) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и обеспечение информационной открытости антиотмывочной системы;

9) соблюдение законодательства о ПОД/ФТ контролируемыми лицами.

7. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

1) клиентоцентричность - открытость и готовность к постоянному диалогу с частным сектором, полная ориентированность на его представителей;

2) приоритетность профилактических мероприятий над контрольными;

3) информационная открытость - доступность сведений об осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования функционала личного кабинета организаций и индивидуальных предпринимателей, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - Личный кабинет, сайт Росфинмониторинга);

4) релевантность - выбор видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий в зависимости от особенностей контролируемого сектора.

8. Программа основана на приоритетном использовании средств дистанционного взаимодействия с контролируемыми лицами, в частности:

1) доведение до контролируемых лиц через функционал Личного кабинета следующей информации:

- изменения законодательства о ПОД/ФТ;

- результаты проведенных опросов (анкетирования) контролируемых лиц;

- методические рекомендации, информационные письма и сообщения как по вопросам правоприменительной практики, так и по вопросам выявления подозрительных операций;

- признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ, типологии ОД/ФТ;

- об индикаторе риска, присвоенного контролируемому лицу, и рекомендации по его снижению (при необходимости);

2) проведение семинаров, круглых столов на различных платформах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством видеоконференц-связи по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, а также участие в круглых столах, конференциях, проводимых профильными объединениями;

3) осуществление телефонного информирования, направление адресных писем, в том числе по электронной почте.

9. Перечень нормативных правовых актов, содержащий требования законодательства о ПОД/ФТ, тексты указанных нормативных правовых актов, информация о наиболее часто встречающихся нарушениях требований законодательства о ПОД/ФТ, а также информационные письма и сообщения, разъясняющие порядок применения отдельных норм законодательства о ПОД/ФТ, размещаются в тематическом разделе на сайте Росфинмониторинга.