1. Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2025 год (далее - Программа) определяет цели, задачи и порядок проведения профилактических мероприятий при осуществлении Росфинмониторингом контроля (надзора) с учетом принципов клиентоцентричности.
2. Проведение профилактических мероприятий является составляющей частью контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
3. Профилактические мероприятия Росфинмониторинг проводит в отношении организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы (далее - контролируемые лица).
4. Виды профилактических мероприятий определены Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219.
Росфинмониторинг проводит профилактические мероприятия посредством:
1) доведения до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, актуальных рисках отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), требующих повышенного внимания при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
2) обобщения правоприменительной практики и доведения ее результатов до сведения контролируемых лиц;
3) анкетирования (опроса) контролируемого лица.
1) предупреждение нарушений контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ;
2) устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению вышеуказанных требований законодательства о ПОД/ФТ.
6. Проведение профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
1) обеспечение применения риск-ориентированного подхода в деятельности контролируемых лиц, проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности их клиентов, а также обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий;
2) формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ у контролируемых лиц посредством представления информации в простои, понятной и исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров, указание нормативных правовых актов, содержащих требования законодательства о ПОД/ФТ, и мер административной ответственности за нарушение указанных требований);
3) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства о ПОД/ФТ, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
4) повышение уровня законопослушности и эффективности работы контролируемых лиц в антиотмывочной системе;
5) повышение эффективности функционирования системы ПОД/ФТ до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация (предупреждение, выявление и пресечение) выявляемых рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и экстремистской деятельности без привлечения дополнительных ресурсов;
6) повышение уровня вовлеченности контролируемых лиц в антиотмывочную систему для снижения рисков ОД/ФТ;
7) повышение качества информации, представляемой в Росфинмониторинг;
8) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и обеспечение информационной открытости антиотмывочной системы;
9) соблюдение законодательства о ПОД/ФТ контролируемыми лицами.
7. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
1) клиентоцентричность - открытость и готовность к постоянному диалогу с частным сектором, полная ориентированность на его представителей;
2) приоритетность профилактических мероприятий над контрольными;
3) информационная открытость - доступность сведений об осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования функционала личного кабинета организаций и индивидуальных предпринимателей, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - Личный кабинет, сайт Росфинмониторинга);
4) релевантность - выбор видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий в зависимости от особенностей контролируемого сектора.
8. Программа основана на приоритетном использовании средств дистанционного взаимодействия с контролируемыми лицами, в частности:
1) доведение до контролируемых лиц через функционал Личного кабинета следующей информации:
- изменения законодательства о ПОД/ФТ;
- результаты проведенных опросов (анкетирования) контролируемых лиц;
- методические рекомендации, информационные письма и сообщения как по вопросам правоприменительной практики, так и по вопросам выявления подозрительных операций;
- признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ, типологии ОД/ФТ;
- об индикаторе риска, присвоенного контролируемому лицу, и рекомендации по его снижению (при необходимости);
2) проведение семинаров, круглых столов на различных платформах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством видеоконференц-связи по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, а также участие в круглых столах, конференциях, проводимых профильными объединениями;
3) осуществление телефонного информирования, направление адресных писем, в том числе по электронной почте.
9. Перечень нормативных правовых актов, содержащий требования законодательства о ПОД/ФТ, тексты указанных нормативных правовых актов, информация о наиболее часто встречающихся нарушениях требований законодательства о ПОД/ФТ, а также информационные письма и сообщения, разъясняющие порядок применения отдельных норм законодательства о ПОД/ФТ, размещаются в тематическом разделе на сайте Росфинмониторинга.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875