III. Сценарные условия развития электроэнергетики

Перспективные уровни потребления электрической энергии и мощности приняты в соответствии с долгосрочным прогнозом потребления электрической энергии и мощности по Единой энергетической системе России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам на долгосрочный период (далее - долгосрочный прогноз потребления), одобренным Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики.

Долгосрочный прогноз потребления разработан на основе:

базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;

базового сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;

отчетной статистической информации о потреблении электрической энергии в разрезе основных видов экономической деятельности;

сведений о планируемых к реализации инвестиционных проектах, предоставленных исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

отчетной информации о потреблении электрической энергии и мощности по территориальным энергосистемам.

Долгосрочный прогноз потребления учитывает как рост объемных показателей экономической активности по основным видам экономической деятельности, так и повышение энергоэффективности производства, выражающееся в изменении электроемкости валовых выпусков по основным видам экономической деятельности.

Долгосрочный прогноз потребления предполагает к 2042 году по электроэнергетическим системам Российской Федерации увеличение потребления электрической энергии до 1449,72 млрд. кВт·ч, увеличение максимума потребления мощности до 208,24 млн. кВт при среднегодовых приростах потребления электрической энергии и мощности, составляющих 1,28 процента и 1,04 процента соответственно.

Долгосрочный прогноз потребления подлежит корректировке при изменении исходных данных, на основе которых он был разработан, и используется в целях принятия решений о строительстве объектов электроэнергетики, инвестиционный цикл по которым превышает среднесрочный период, на который утверждается схема и программа развития электроэнергетических систем Российской Федерации.

Долгосрочный прогноз потребления электрической энергии и мощности по Единой энергетической системе России, синхронным зонам и технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам до 2042 года представлен в приложениях N 1 - 3.

Экспортные поставки электрической энергии (мощности) на перспективу до 2042 года прогнозируются на уровне 10,58 млрд. кВт·ч (2,545 млн. кВт).

Прогноз централизованного отпуска тепловой энергии в части полезного отпуска тепловой энергии от существующих тепловых электростанций принят с учетом утвержденных схем теплоснабжения и программ строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Прогнозные цены на газ для объектов электроэнергетики приняты на период до 2028 года Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, на период 2029 - 2042 годов - с учетом индексации в соответствии с индексом потребительских цен, предусмотренным в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, увеличенным на 1 процентный пункт (на 2 процентных пункта для субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ).

Прогнозные цены на уголь для объектов электроэнергетики приняты по отчетным данным субъектов электроэнергетики с учетом индексации в соответствии с индексом потребительских цен, предусмотренным в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.

С учетом текущих планов развития газотранспортной инфраструктуры строительство новых тепловых электростанций на газовом топливе в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, не рассматривается за исключением принятых решений по развитию генерирующих мощностей на газовом топливе в указанных регионах.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 2556 "Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", в сценарных условиях при формировании Генеральной схемы приняты следующие значения ключевых технико-экономических показателей:

ставка дисконтирования - 8 процентов;

прогнозная средневзвешенная ставка заемных средств - 10 процентов;

прогнозная предельно допустимая величина заемных средств - не более 3,5 EBITDA.

Величина капитальных затрат на строительство объектов электроэнергетики принята с учетом:

основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике";

укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства;

ценовых параметров конкурсных отборов новых генерирующих объектов, подлежащих строительству на территориях технологически необходимой генерации;

результатов конкурсных отборов генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

данных субъектов электроэнергетики, планирующих строительство гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций.

Стоимость вывода из эксплуатации генерирующих мощностей для атомных электростанций принята равной 20 процентам величины капитальных затрат, для остальных видов электростанций стоимость не учитывалась.

Прогноз динамики установленной мощности действующих тепловых электростанций разработан на основе данных отраслевой отчетности, технико-экономических расчетов, планов производителей электрической энергии по модернизации и выводу из эксплуатации действующего генерирующего оборудования.

В период до 2042 года генерирующее оборудование тепловых электростанций в объеме до 98,77 млн. кВт достигает установленных сроков эксплуатации и требует инвестиционных решений по обновлению или выводу из эксплуатации.

По результатам экономических сравнений и системной оптимизации предлагается рассмотреть возможность модернизации оборудования действующих тепловых электростанций в объеме до 63,915 млн. кВт (в том числе на тепловых электростанциях - 37,548 млн. кВт, на конденсационных электростанциях - 26,367 млн. кВт) при затратах на модернизацию не выше 60 процентов стоимости нового оборудования аналогичной мощности.

Предлагаемые максимальные объемы вывода из эксплуатации генерирующего оборудования тепловых электростанций (в том числе под замену), для которого в связи с достижением предельных сроков эксплуатации и (или) низкими технико-экономическими показателями мероприятия по продлению сроков эксплуатации экономически нецелесообразны, составляют 34,855 млн. кВт до 2042 года.

В качестве предельных сроков эксплуатации генерирующего оборудования тепловых электростанций приняты:

для генерирующего оборудования на угольном топливе - 70 лет от года ввода в эксплуатацию;

для генерирующего оборудования на газовом и прочем топливе - по достижении двух парковых ресурсов.

Итоговые решения о модернизации или выводе из эксплуатации в отношении отдельных единиц генерирующего оборудования должны приниматься его собственником исходя из его экономических интересов, фактического технического состояния и технико-экономических показателей генерирующего оборудования и предусматриваться в схеме и программе развития электроэнергетических систем Российской Федерации.

Прогноз динамики установленной мощности действующих атомных электростанций разработан на основе данных Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В период до 2042 года заявлен вывод из эксплуатации по истечении установленных сроков атомных энергоблоков серий РБМК-1000, ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ЭГП-6, БН-600 суммарно в объеме 10,373 млн. кВт.

Установленная мощность действующих гидроэлектростанций на период до 2042 года принята постоянной величиной с учетом планируемой реконструкции или достройки отдельных гидроагрегатов.

Возможное максимальное снижение суммарной установленной мощности действующих в настоящее время электростанций электроэнергетических систем Российской Федерации в связи с выводом из эксплуатации части оборудования атомных и тепловых электростанций к 2042 году составит 45,228 млн. кВт.