VII. Основные направления и задачи пространственного развития Российской Федерации

VII. Основные направления и задачи пространственного

развития Российской Федерации

Основные направления пространственного развития Российской Федерации определяют конкретные задачи, направленные на преодоление вызовов, проблем и реализацию возможностей пространственного развития при учете принципов пространственного развития Российской Федерации.

К основным направлениям и задачам пространственного развития Российской Федерации относятся:

формирование сбалансированной территориальной организации экономики, которая способствует развитию экономики предложения, направленной на увеличение производства товаров и услуг для внутреннего рынка и рост добавленной стоимости, создаваемой в отечественной экономике, в том числе путем раскрытия потенциала территорий и создания условий для ускоренного развития промышленной и научно-технологической кооперации между субъектами Российской Федерации, в том числе за счет:

обеспечения опережающего развития инфраструктуры (в том числе транспортной и энергетической) в опорных населенных пунктах, в которых реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику территории;

раскрытия экономического потенциала, обеспечения научно-технологического и инновационного развития городских агломераций, в том числе посредством развития необходимых транспортной, энергетической и социальной инфраструктур;

повышения глубины переработки минерального сырья и древесины;

обеспечения приоритетной поддержки в городских агломерациях, административных центрах субъектов Российской Федерации и в наукоградах проектов высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, а также творческих (креативных) индустрий;

поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров по организации производства новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий в целях усиления производственной кооперации, а также развития инструментов гибкой кластерной политики, включая формирование многоуровневой системы промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки, включая бюджетную, и формированием адаптивной системы межотраслевой и межрегиональной кооперации в зависимости от меняющейся конъюнктуры;

создания условий для ускорения модернизации и развития объектов промышленности в субъектах Российской Федерации, создания площадок с подготовленной промышленной и (или) технологической инфраструктурой и привлечения новых производств на такие площадки;

обеспечения кадрами инвестиционных проектов и иных мероприятий, соответствующих приоритетным направлениям развития федеральных округов Российской Федерации и Арктической зоны Российской Федерации;

расширения возможностей для осуществления венчурного финансирования инновационных и (или) технологических проектов, в первую очередь реализуемых в Сибири и на Дальнем Востоке, городских агломерациях и наукоградах;

обеспечение полноценной реализации экспортного и кооперационного потенциала в соответствии с приоритетами внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в том числе за счет:

расширения экспортного предложения российских производителей по мере развития экспортного потенциала, роста конкурентоспособности и приобретения новой экспортной специализации в соответствии с приоритетами внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и повышения эффективности экспортного потенциала;

использования тенденций глобального энергоперехода посредством учета потребностей развитых стран в продукции с низким углеродным следом и потребностей развивающихся стран в доступе к технологиям с низким уровнем выбросов парниковых газов;

применения инструментов поддержки и продвижения экспорта на рынки стран, настроенных на конструктивное взаимодействие с Российской Федерацией;

изменения регулирования внешней торговли в части таможенных правил и предсказуемости введения ограничений, применения защитных мер;

развития сотрудничества приграничных регионов и муниципальных образований с приграничными государствами, включая Азербайджанскую Республику, Республику Белоруссия, Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Корейскую Народно-Демократическую Республику, Монголию, Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, и ускорения интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, позволяющих сформировать единый рынок товаров, работ, услуг, капитала и труда, в том числе с учетом планов пространственного и инфраструктурного развития приграничных государств;

создание условий для роста численности населения и рождаемости во всех субъектах Российской Федерации, в первую очередь на территориях, в которых естественная убыль населения значительно превышает среднероссийский уровень (включая регионы Центрального, Северо-Западного, Приволжского федеральных округов), за счет:

обеспечения приоритетной поддержки предприятий, реализующих собственные программы поддержки семей сотрудников, включая создание рабочих мест для многодетных родителей;

повышения доступности для населения медицинской помощи, общего образования и среднего профессионального образования, услуг организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций;

обеспечения условий для создания новых экспериментальных населенных пунктов, обеспечивающих реализацию новых подходов в демографической, жилищной, экономической и технологической политике;

создание условий для обеспечения устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации, включая условия для прекращения оттока постоянно проживающего населения из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики, малых и средних городов, сельских территорий, за счет:

повышения кадровой обеспеченности медицинских, образовательных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах (в первую очередь являющихся опорными населенными пунктами), а также поддержки создания мест приложения труда на указанных территориях;

поддержки приграничных муниципальных образований посредством развития расположенных на их территориях опорных населенных пунктов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;

недопущения оттока и поддержания качества жизни населения приграничных муниципальных образований, примыкающих к государственной границе Российской Федерации с недружественными государствами, за счет снижения экономической зависимости от недружественных государств посредством развития кооперационных связей с предприятиями Российской Федерации и прочих стран;

повышения уровня благоустройства, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, энергоснабжением опорных населенных пунктов, в первую очередь в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике;

формирования территорий экологического благополучия посредством реализации мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды, обеспечению качества окружающей среды, необходимого для комфортной и безопасной жизни человека, а также устойчивого развития экономики;

содействия переселению граждан, проживающих в зонах опасного воздействия природных процессов (зоны затопления, подтопления, зона схода лавин, селей, оползней и др.);

повышения безопасности среды для жизнедеятельности населения, включая создание условий по обеспечению правопорядка, в том числе посредством организации функционирования участковых пунктов полиции в населенных пунктах в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами;

создание условий для снижения рисков дефицита кадров для обеспечения экономического роста территорий Российской Федерации за счет:

расширения географии и совершенствования механизма реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ повышения производительности труда (в первую очередь в субъектах Российской Федерации с низким уровнем производительности труда);

прогнозирования потребности экономики в кадрах на 5-летний период;

подготовки специалистов системы образования с учетом прогноза потребности экономики в кадрах на 5-летний период;

повышения эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;

стимулирования трудовой мобильности с учетом кадровых потребностей территорий, в том числе путем:

реализации мер государственной поддержки за счет средств федерального и региональных бюджетов, направленных на повышение трудовой мобильности;

расширения географии и совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

развития современного фонда арендного жилья в субъектах Российской Федерации с использованием механизмов коммерческой, корпоративной, адресной льготной аренды;

обеспечения транспортной связанности трудоизбыточных и трудодефицитных территорий, в том числе развития малой и среднемагистральной авиации для обеспечения потребностей удаленных территорий в рабочей силе вахтовым методом;

развития инфраструктуры пригородного железнодорожного сообщения в целях поддержки развития городских агломераций;

формирования и совершенствования минимальных стандартов предоставления услуг отраслей социальной сферы для граждан, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом, в первую очередь в опорных населенных пунктах, в которых реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику территории;

сокращение уровня межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации за счет:

повышения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также их самостоятельности в решении задач социально-экономического развития;

снижения дифференциации оплаты труда, в том числе посредством внедрения новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;

расширения и повышения эффективности использования инструментов возвратной финансовой поддержки на инфраструктурное развитие;

реализации индивидуальных программ социально-экономического развития, а также комплексных государственных программ по развитию геостратегических территорий Российской Федерации;

пересмотра перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) исходя из актуальных отраслевых и иных тенденций, а также рисков ухудшения социально-экономического положения в них;

актуализации критериев создания особых экономических зон с точки зрения приоритетов их создания на территориях, которые в меньшей степени обеспечены особыми экономическими зонами, а также с учетом основных задач развития опорных населенных пунктов;

повышения конкурентоспособности территорий опережающего развития и особых экономических зон, в том числе в сравнении с аналогичными преференциальными режимами и инвестиционными площадками, функционирующими в иностранных государствах;

перехода к одноуровневой системе муниципального устройства на территориях с низкой плотностью населения при сохранении в случае необходимости в бывших центрах сельских и городских поселений территориальных отделов администрации городского или муниципального округа, а также необходимой социальной инфраструктуры;

содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, в том числе в сельской местности;

синхронизации планов инфраструктурного развития между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

обеспечение развития населенных пунктов (включая моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, поддержку которых необходимо выстраивать исходя из рискориентированного подхода;

обеспечение эффективного использования морских акваторий, увязанного с развитием прибрежных территорий, в том числе за счет:

заблаговременного выявления и предотвращения возможных конфликтов между видами морепользования, а также обеспечения сбалансированного подхода между интересами морепользования и соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды;

удовлетворения социальных запросов населения в части создания высококвалифицированных рабочих мест, рекреационных потребностей, рыболовства, туризма, интересов коренного и малочисленного населения;

обеспечения согласованности морского пространственного и территориального планирования для всех уровней управления (от федерального до муниципального);

развития межрегионального (межмуниципального) и трансграничного сотрудничества с дружественными странами в части рационального использования морских ресурсов;

обеспечение интересов Российской Федерации на находящихся в ее юрисдикции морских акваториях, а также в акватории Мирового океана за пределами национальных юрисдикций.