VII. Основные направления и задачи пространственного развития Российской Федерации
Основные направления пространственного развития Российской Федерации определяют конкретные задачи, направленные на преодоление вызовов, проблем и реализацию возможностей пространственного развития при учете принципов пространственного развития Российской Федерации.
К основным направлениям и задачам пространственного развития Российской Федерации относятся:
формирование сбалансированной территориальной организации экономики, которая способствует развитию экономики предложения, направленной на увеличение производства товаров и услуг для внутреннего рынка и рост добавленной стоимости, создаваемой в отечественной экономике, в том числе путем раскрытия потенциала территорий и создания условий для ускоренного развития промышленной и научно-технологической кооперации между субъектами Российской Федерации, в том числе за счет:
обеспечения опережающего развития инфраструктуры (в том числе транспортной и энергетической) в опорных населенных пунктах, в которых реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику территории;
раскрытия экономического потенциала, обеспечения научно-технологического и инновационного развития городских агломераций, в том числе посредством развития необходимых транспортной, энергетической и социальной инфраструктур;
повышения глубины переработки минерального сырья и древесины;
обеспечения приоритетной поддержки в городских агломерациях, административных центрах субъектов Российской Федерации и в наукоградах проектов высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, а также творческих (креативных) индустрий;
поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров по организации производства новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий в целях усиления производственной кооперации, а также развития инструментов гибкой кластерной политики, включая формирование многоуровневой системы промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки, включая бюджетную, и формированием адаптивной системы межотраслевой и межрегиональной кооперации в зависимости от меняющейся конъюнктуры;
создания условий для ускорения модернизации и развития объектов промышленности в субъектах Российской Федерации, создания площадок с подготовленной промышленной и (или) технологической инфраструктурой и привлечения новых производств на такие площадки;
обеспечения кадрами инвестиционных проектов и иных мероприятий, соответствующих приоритетным направлениям развития федеральных округов Российской Федерации и Арктической зоны Российской Федерации;
расширения возможностей для осуществления венчурного финансирования инновационных и (или) технологических проектов, в первую очередь реализуемых в Сибири и на Дальнем Востоке, городских агломерациях и наукоградах;
обеспечение полноценной реализации экспортного и кооперационного потенциала в соответствии с приоритетами внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в том числе за счет:
расширения экспортного предложения российских производителей по мере развития экспортного потенциала, роста конкурентоспособности и приобретения новой экспортной специализации в соответствии с приоритетами внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и повышения эффективности экспортного потенциала;
использования тенденций глобального энергоперехода посредством учета потребностей развитых стран в продукции с низким углеродным следом и потребностей развивающихся стран в доступе к технологиям с низким уровнем выбросов парниковых газов;
применения инструментов поддержки и продвижения экспорта на рынки стран, настроенных на конструктивное взаимодействие с Российской Федерацией;
изменения регулирования внешней торговли в части таможенных правил и предсказуемости введения ограничений, применения защитных мер;
развития сотрудничества приграничных регионов и муниципальных образований с приграничными государствами, включая Азербайджанскую Республику, Республику Белоруссия, Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Корейскую Народно-Демократическую Республику, Монголию, Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, и ускорения интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, позволяющих сформировать единый рынок товаров, работ, услуг, капитала и труда, в том числе с учетом планов пространственного и инфраструктурного развития приграничных государств;
создание условий для роста численности населения и рождаемости во всех субъектах Российской Федерации, в первую очередь на территориях, в которых естественная убыль населения значительно превышает среднероссийский уровень (включая регионы Центрального, Северо-Западного, Приволжского федеральных округов), за счет:
обеспечения приоритетной поддержки предприятий, реализующих собственные программы поддержки семей сотрудников, включая создание рабочих мест для многодетных родителей;
повышения доступности для населения медицинской помощи, общего образования и среднего профессионального образования, услуг организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций;
обеспечения условий для создания новых экспериментальных населенных пунктов, обеспечивающих реализацию новых подходов в демографической, жилищной, экономической и технологической политике;
создание условий для обеспечения устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации, включая условия для прекращения оттока постоянно проживающего населения из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики, малых и средних городов, сельских территорий, за счет:
повышения кадровой обеспеченности медицинских, образовательных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах (в первую очередь являющихся опорными населенными пунктами), а также поддержки создания мест приложения труда на указанных территориях;
поддержки приграничных муниципальных образований посредством развития расположенных на их территориях опорных населенных пунктов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;
недопущения оттока и поддержания качества жизни населения приграничных муниципальных образований, примыкающих к государственной границе Российской Федерации с недружественными государствами, за счет снижения экономической зависимости от недружественных государств посредством развития кооперационных связей с предприятиями Российской Федерации и прочих стран;
повышения уровня благоустройства, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, энергоснабжением опорных населенных пунктов, в первую очередь в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике;
формирования территорий экологического благополучия посредством реализации мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды, обеспечению качества окружающей среды, необходимого для комфортной и безопасной жизни человека, а также устойчивого развития экономики;
содействия переселению граждан, проживающих в зонах опасного воздействия природных процессов (зоны затопления, подтопления, зона схода лавин, селей, оползней и др.);
повышения безопасности среды для жизнедеятельности населения, включая создание условий по обеспечению правопорядка, в том числе посредством организации функционирования участковых пунктов полиции в населенных пунктах в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами;
создание условий для снижения рисков дефицита кадров для обеспечения экономического роста территорий Российской Федерации за счет:
расширения географии и совершенствования механизма реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ повышения производительности труда (в первую очередь в субъектах Российской Федерации с низким уровнем производительности труда);
прогнозирования потребности экономики в кадрах на 5-летний период;
подготовки специалистов системы образования с учетом прогноза потребности экономики в кадрах на 5-летний период;
повышения эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;
стимулирования трудовой мобильности с учетом кадровых потребностей территорий, в том числе путем:
реализации мер государственной поддержки за счет средств федерального и региональных бюджетов, направленных на повышение трудовой мобильности;
расширения географии и совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
развития современного фонда арендного жилья в субъектах Российской Федерации с использованием механизмов коммерческой, корпоративной, адресной льготной аренды;
обеспечения транспортной связанности трудоизбыточных и трудодефицитных территорий, в том числе развития малой и среднемагистральной авиации для обеспечения потребностей удаленных территорий в рабочей силе вахтовым методом;
развития инфраструктуры пригородного железнодорожного сообщения в целях поддержки развития городских агломераций;
формирования и совершенствования минимальных стандартов предоставления услуг отраслей социальной сферы для граждан, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом, в первую очередь в опорных населенных пунктах, в которых реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику территории;
сокращение уровня межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации за счет:
повышения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также их самостоятельности в решении задач социально-экономического развития;
снижения дифференциации оплаты труда, в том числе посредством внедрения новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;
расширения и повышения эффективности использования инструментов возвратной финансовой поддержки на инфраструктурное развитие;
реализации индивидуальных программ социально-экономического развития, а также комплексных государственных программ по развитию геостратегических территорий Российской Федерации;
пересмотра перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) исходя из актуальных отраслевых и иных тенденций, а также рисков ухудшения социально-экономического положения в них;
актуализации критериев создания особых экономических зон с точки зрения приоритетов их создания на территориях, которые в меньшей степени обеспечены особыми экономическими зонами, а также с учетом основных задач развития опорных населенных пунктов;
повышения конкурентоспособности территорий опережающего развития и особых экономических зон, в том числе в сравнении с аналогичными преференциальными режимами и инвестиционными площадками, функционирующими в иностранных государствах;
перехода к одноуровневой системе муниципального устройства на территориях с низкой плотностью населения при сохранении в случае необходимости в бывших центрах сельских и городских поселений территориальных отделов администрации городского или муниципального округа, а также необходимой социальной инфраструктуры;
содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, в том числе в сельской местности;
синхронизации планов инфраструктурного развития между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
обеспечение развития населенных пунктов (включая моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, поддержку которых необходимо выстраивать исходя из рискориентированного подхода;
обеспечение эффективного использования морских акваторий, увязанного с развитием прибрежных территорий, в том числе за счет:
заблаговременного выявления и предотвращения возможных конфликтов между видами морепользования, а также обеспечения сбалансированного подхода между интересами морепользования и соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды;
удовлетворения социальных запросов населения в части создания высококвалифицированных рабочих мест, рекреационных потребностей, рыболовства, туризма, интересов коренного и малочисленного населения;
обеспечения согласованности морского пространственного и территориального планирования для всех уровней управления (от федерального до муниципального);
развития межрегионального (межмуниципального) и трансграничного сотрудничества с дружественными странами в части рационального использования морских ресурсов;
обеспечение интересов Российской Федерации на находящихся в ее юрисдикции морских акваториях, а также в акватории Мирового океана за пределами национальных юрисдикций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875