Изменение межрегиональных диспропорций социально-экономического развития

Изменение межрегиональных диспропорций

социально-экономического развития

Благодаря реализации комплекса мер по снижению уровня бедности в целом сокращается неравенство по доходам населения - значение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) по Российской Федерации с 2016 по 2023 год снизилось с 0,411 до 0,405. В 74 субъектах Российской Федерации за указанный период также снизилось и внутрирегиональное неравенство по доходам. В то же время по итогам 2023 года в сравнении с 2022 годом неравенство повысилось.

Наблюдается устойчивый рост экономики субъектов Российской Федерации. За 2017 - 2022 годы индекс физического объема совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации составил 112 процентов к уровню 2016 года. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2017 - 2023 годы составил 143,4 процента, причем темпы роста заметно ускорились по сравнению с 2011 - 2016 годами, когда значение индекса составляло 105,4 процента. Рост объема инвестиций произошел в 63 субъектах Российской Федерации.

На фоне указанного роста, в том числе за счет ускорения темпов роста регионов-лидеров, увеличивается межрегиональная дифференциация по валовому региональному продукту на душу населения - с 3,7 раза в 2017 году до 4,2 раза в 2022 году, а по инвестициям в основной капитал на душу населения - с 4,1 раза в 2017 году до 4,7 раза в 2023 году.

Тенденции к концентрации экономической активности проявляются и в промышленности. В частности, с 2017 по 2023 год разрыв между 10 первыми и 10 последними субъектами Российской Федерации по объему промышленного производства вырос в 1,3 раза, а по объему промышленного производства на душу населения - в 1,5 раза. В результате доля 10 первых субъектов Российской Федерации выросла с 53,7 до 56,9 процента, а 10 последних субъектов Российской Федерации сократилась с 0,32 до 0,25 процента.

Благодаря совершенствованию бюджетной политики и межбюджетных отношений растет уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. За 2017 - 2023 годы уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился в 34 субъектах Российской Федерации. В 2023 году расчетная бюджетная обеспеченность превысила среднероссийский уровень в 19 субъектах Российской Федерации, в то время как в 2017 году - только в 13 субъектах Российской Федерации. Низкая расчетная бюджетная обеспеченность сохраняется в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, Республике Крым и г. Севастополе. Сильнее всего уровень расчетной бюджетной обеспеченности растет в экспортно ориентированных регионах, включая Мурманскую и Иркутскую области, Красноярский край.

В 2017 - 2022 годах сокращалась межрегиональная дифференциация по уровню бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, начиная с разницы в 2,6 раза в 2017 году до разницы в 2,33 раза в 2022 году. К 2023 году уровень дифференциации снизился до 2,11 раза (для оценки уровня дифференциации по различным показателям используется соотношение значений по 10 субъектам Российской Федерации с наибольшим значением указанного показателя и по 10 субъектам Российской Федерации с наименьшим значением указанного показателя).

Наблюдается устойчивый рост ввода в эксплуатацию жилых домов - с 544 кв. метров на 1000 человек в 2016 году до 755 кв. метров на 1000 человек в 2023 году. При этом по данному показателю сохраняются существенные межрегиональные диспропорции, степень которых в 2018 - 2023 годах превышала 5 раз. Меньше всего жилья в расчете на 1000 человек вводится в регионах Дальнего Востока. Больше всего - в миграционно привлекательных Ленинградской, Московской и Тюменской областях.

Снижение коэффициента официальной ликвидации организаций с 2017 по 2023 год отмечается в 78 субъектах Российской Федерации.

Сравнительно высокие значения коэффициента официальной ликвидации организаций сохраняются в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, где нарушились традиционные цепочки сбыта продукции на экспорт.

Снижение коэффициента рождаемости организаций с 2017 по 2023 год отмечается в 66 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост коэффициента рождаемости организаций произошел в субъектах Российской Федерации с устойчивым приростом населения.