В 2023 году по сравнению с 2021 годом существенно сократился оборот внешней торговли с недружественными странами (в три раза), в то время как с прочими странами товарооборот увеличился на 52 процента.
Ожидается, что по сравнению с 2021 годом к 2030 году объем внешней торговли Российской Федерации с недружественными странами сократится в шесть раз, а товарооборот с иными странами вырастет в 2,5 раза и составит свыше 90 процентов от общего объема внешней торговли. Крупнейшими регионами - торговыми партнерами Российской Федерации станут Восточная и Южная Азия, Ближний Восток. Значимое место во внешней торговле Российской Федерации продолжат занимать страны Евразийского экономического союза, а также иные страны Содружества Независимых Государств. Другими растущими по доле торговли регионами станут Африка и Юго-Восточная Азия.
Изменения во внешней торговле напрямую влияют на распределение грузопотоков по международным транспортным коридорам. Так, в 2023 году доля международного транспортного коридора "Северо-Западное направление", в перевозках по которому значительную долю занимала торговля с европейскими странами, снизилась с 42 до 36 процентов в общем объеме экспортно-импортных перевозок через различные международные транспортные коридоры. Доля международного транспортного коридора "Восточное направление", загруженного преимущественно экспортом в Китайскую Народную Республику и страны Восточной Азии, выросла с 34 до 37 процентов. Доля международного транспортного коридора "Азово-Черноморское направление" также выросла с 23 до 25 процентов.
Прогнозируется, что к 2030 году по сравнению с 2023 годом доля международного транспортного коридора "Восточное направление" вырастет на 2,4 процентных пункта и составит 39 процентов во всех экспортно-импортных перевозках. Доля международного транспортного коридора "Северо-Западное направление" сократится еще на 2,9 процентных пункта и составит 33 процента при росте объемов перевозимых грузов на 5,5 процента.
Расширение экспорта на восток приводит к росту значимости Сибири и Дальнего Востока как центров перспективного размещения промышленных производств, что позволяет уменьшить логистическое плечо и повысить конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках. Также возрастает актуальность перспективного размещения промышленных производств в непосредственной близости от морских портов.
Развивается международный транспортный коридор "Север - Юг", доля которого к 2030 году составит 4 процента от общего объема экспорта и импорта через различные международные транспортные коридоры, однако при этом объем перевозимых грузов вырастет в 2 раза по сравнению с уровнем 2023 года. Доля международного транспортного коридора "Азово-Черноморское направление" в объеме экспортно-импортных перевозок сократится на 1,1 процентных пункта при росте объема перевозок на 9,7 процента за счет более существенного роста международного транспортного коридора "Восточное направление".
В результате нарушения устоявшихся логистических цепочек, увеличения расстояния перевозок происходит рост транспортно-логистических издержек, а также рост нагрузки на магистральную транспортную инфраструктуру. В этих условиях повышение эффективности перевозок на всей транспортной сети становится приоритетом для транспортной отрасли.
Растет грузонапряженность Восточного полигона железных дорог. Другие железнодорожные маршруты используются преимущественно как альтернативный вариант для вывоза грузов в объемах сверх провозных способностей действующей инфраструктуры на востоке страны.
При этом имеющихся провозных и пропускных мощностей на данных направлениях как на территории Российской Федерации, так и на территориях смежных стран для обеспечения возрастающих товарных потоков недостаточно.
Также прогнозируется рост грузовой базы Северного морского пути в части экспорта грузов ресурсных проектов, разрабатываемых в приарктической зоне (в первую очередь в Китайскую Народную Республику, Республику Индию, страны Юго-Восточной Азии).
Рост морских перевозок сдерживается нехваткой крупнотоннажного флота, включая ледокольный, для перевозок по Северному морскому пути. Имеется потребность в развитии контейнерных перевозок в портах Дальнего Востока и в Азово-Черноморском направлении.
Рост портовых мощностей требует постоянной синхронизации со смежными видами транспорта, участвующими в логистической цепочке, главным образом с железнодорожным. На Азово-Черноморском и Каспийском направлениях также имеется возможность обеспечить развитие речных подходов к портам как альтернативы железнодорожному транспорту в летний период и прямого экспорта судами "река-море". Этот фактор требует особого внимания к проектам развития речных портов, судоходных гидротехнических сооружений, а также развитию судостроительной отрасли.
В то же время вводимые в эксплуатацию объекты транспортной инфраструктуры, в том числе направленные на снятие указанных ограничений, не всегда отвечают требованиям экономической эффективности и снижают эффективность экономики в целом (в частности, реализация дорогостоящих проектов по созданию транспортной инфраструктуры для перевозки низкомаржинальных грузов приводит к росту тарифов для всех грузоперевозчиков в Российской Федерации).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875