3.1. Коммерческая авиация

В 2024 году произошло в коммерческой авиации произошло 16 авиационных происшествий, в том числе 9 с воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения коммерческих воздушных перевозок и 7 с воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ.

На Рисунок 6 приведено сравнение числа авиационных происшествий с самолетами и вертолетами, произошедших в 2023 и 2024 годах.

Рисунок 6

Рисунок 6. Число авиационных происшествий с самолетами

и вертолетами коммерческой авиации

В 2024 году произошло одинаковое число авиационных происшествий с самолетами и вертолетами вертолетах. Число авиационных происшествий с самолетами в 2024 году возросло с трех до восьми, с вертолетами - с пяти до восьми.

Вместе с тем, при рассмотрении такого абсолютного показателя, как число погибших в результате авиационных происшествий в 2023 и 2024 годах необходимо обратить внимание на следующее. Если в 2023 году при полетах на вертолетах погибло 10 человек (на самолетах 2 человека), то в 2024 году при полетах на вертолетах погибло 32 человека (на самолетах 4 человека). Таким образом, уровень безопасности полетов в 2024 году во многом определялся тяжестью последствий авиационных происшествий с вертолетами. В силу специфики структуры парка вертолетов, основу которого составляют вертолеты типа Ми-8 и его модификации (на борту может находиться до 26 человек), и видов их применения (нерегулярные и регулярные пассажирские перевозки), проблемы эксплуатации вертолетов оказывают существенное влияние на показатели безопасности полетов коммерческой гражданской авиации.

Вместе с тем, при проведении анализа тяжести последствий авиационных происшествий, необходимо по-прежнему учитывать высокий риск большого числа погибших при полетах на самолетах транспортной категории (взлетная масса более 5700 кг), что связано с их большой пассажировместимостью. В частности, в 2024 году произошли:

14.06.2024 на аэродроме Утренний авария самолета Ан-26-100 RA-26662 (посадка до ВПП). На борту воздушного судна находился 41 человек, серьезные травмы получил только 1 человек. Однако, самолет получил значительные повреждения (разрушение фюзеляжа с отделением частей), что создавало риск травмирования большого числа людей на борту воздушного судна;

12.07.2024 в районе аэродрома Луховицы катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 (неправильная работа системы управления). Выполнялся полет по перегонке воздушного судна к месту базирования, поэтому на борту воздушного судна находились только 3 человека экипажа, которые погибли в результате авиационного происшествия. В случае пассажирского полета, на борту могло находиться более 100 человек;

24.11.2024 на аэродроме Анталья (Турция) авария самолета RRJ-95LR-100 RA-89085 (грубая посадка). В результате грубого приземления самолет получил значительные повреждения, возникла течь топлива с последующим пожаром. На борту воздушного судна находилось 95 человек, которые не пострадали. Серьезность возможных последствий такого сценария развития особой ситуации, вызванной грубой посадкой, можно продемонстрировать на примере катастрофы самолета RRJ-95B RA-89098, происшедшей на аэродроме Шереметьево.

Таким образом, по итогам 2024 года обеспечение безопасности полетов самолетов транспортной категории остается обязательной приоритетной задачей, вне зависимости от тяжести последствий авиационных происшествий.

На Рисунок 7 представлено сравнение типов событий, приведших к авиационным происшествиям с самолетами в 2023 и 2024 годах.

Рисунок 7

Рисунок 7. Типы событий, приведшие к авиационным

происшествиям с самолетами

При анализе безопасности полетов самолетов требуется обязательно учитывать конструктивное исполнение воздушного судна. В силу принципиальных отличий конструкций и условий применения, нельзя одновременно рассматривать безопасность полетов, например, самолетов Ан-2 и RRJ-95.

Представленные на Рисунок 7 типы событий свидетельствуют о том, что в 2024 году наибольшее влияние на безопасность полетов оказывали отказы техники. По этим причинам произошли:

- катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 12.07.2024 в районе аэродрома Луховицы (сбой в работе системы управления из-за неправильной установки двух датчиков углов атаки при выполнении технического обслуживания);

- аварии самолетов Ан-2 (05.07.2024 и 27.10.2024) и катастрофа самолета Ан-3 (13.10.2024) из-за отказа двигателя.

Происшедшая 14.06.2024 на аэродроме Утренний авария самолета Ан-26100 RA-26662 явилась следствием посадки до ВПП. Факторы, обуславливающие подобные события, как правило, аналогичны факторам грубых посадок и столкновений с землей в управляемом полете. Авария самолета RRJ-95LR-100 RA-89085 на аэродроме Анталья (Турция) явилась следствием грубого приземления.

В 2024 году также произошла авария легкого самолета НС-4, связанная со столкновением с препятствием при заходе на посадку (при выполнении авиационных работ), которая является характерной для эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, и для АОН.

В 2024 году, так же как и в 2023 году, произошло по одному авиационному происшествию с самолетами Ан-2, связанных с обледенением в полете.

Краткие обстоятельства авиационных происшествий с самолетами в 2023 и 2024 годах:

а). Человеческий фактор

09.01.2023 авария самолета Ан-2ТП RA-71165 АО "Нарьян-Марский ОАО". Авария произошла в результате попадания самолета в условия сильного обледенения и несвоевременного принятия решения об изменении плана полета при получении информации об ухудшении метеоусловий;

14.06.2024 авария самолета Ан-26-100 RA-26662 АО "ЮТэйр". Авария явилась следствием ошибки экипажа ВС при заходе на посадку, что привело к приземлению до ВПП;

10.06.2024 авария самолета НС-4 RA-1322G индивидуального предпринимателя. Авария произошла из-за столкновения с препятствием (столбом) при заходе на посадку;

10.12.2024 авария самолета Ан-2 RA-40418 ООО "МОБИЛ АВИА". Авария явилась следствием обледенения воздушного судна в полете.

б). Отказы авиационной техники

17.05.2023 авария самолета PA28-140-22922 RA-2779G ООО "Авиакомпания "Скайрус". Авария явилась следствием отказа двигателя из-за невыполнения бюллетеня, направленного на устранение конструктивного недостатка двигателя;

12.07.2024 катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 ООО "Авиапредприятие Газпром авиа". Катастрофа явилась следствием сбоя в работе системы управления из-за некачественного выполнения технического обслуживания ВС. Расследование катастрофы продолжается;

05.07.2024 авария самолета Ан-2 RA-40983 ООО "Авиакомпания "Крылья тайги". Авария произошла из-за отказа двигателя. Расследование аварии продолжается;

13.10.2024 произошла катастрофа самолета Ан-3 RA-05884 ООО "Авиакомпания "Борус". Катастрофа произошла из-за отказа двигателя. Расследование катастрофы продолжается;

27.10.2024 произошла авария самолета Ан-2 RA-33623 ООО "АВИАХИМ ЮГТОСТ 26". Авария произошла из-за отказа двигателя. Расследование аварии продолжается.

По имеющимся сведениям, не могут быть достоверно оценены факторы аварии самолета RRJ-95LR-100 RA-89084 АО "Авиакомпания "Азимут", происшедшей 24.11.2024 на аэродроме Анталья (Турция). Расследование авиационного происшествия проводится авиационными властями Турецкой Республики.

На рисунке 6 представлено сравнение типов событий, приведших к авиационным происшествиям с вертолетами в 2023 и 2024 годах.

Рисунок 8

Рисунок 8. Типы событий, приведшие к авиационным

происшествиям с вертолетами

Авиационные происшествия с вертолетами в 2023 и 2024 годах были обусловлены типами событий, характерными для всех периодов статистических анализов, а именно:

- столкновение с препятствиями (как правило, рулевым винтом) при маневрировании на малой высоте или взлете (посадке) с подобранных с воздуха площадок ограниченных размеров;

- попадание в полете в условия обледенения и связанное с этим самовыключение двигателей (характерное событие для вертолетов Ми-8Т);

- потеря управления в полете (перетяжеление несущего винта, вихревое кольцо);

- нештатное касание земли (грубое приземление, касание земли рулевым винтом);

- столкновение с землей в управляемом полете (столкновение с горами или землей, потеря ориентировки в условиях белизны подстилающей поверхности или в снежном (пыльном) вихре).

Особенностью 2024 года являются авиационные происшествия из-за отказов техники - 3 авиационных происшествия (в 2023 году происшествий по этим причинам не было). По предварительным результатам расследования две аварии явились следствием отказа трансмиссии (03.09.2024 Ми-171А2 RA-22880 в Иркутской области и 22.10.2024 АНСАТ RA-20101 в Нижегородской области), одна катастрофа из-за отказа двигателя (28.09.2024 Ми-8МТВ-1 RA-24537 в Пакистане). Авиационное происшествие с вертолетом Ми-171А2 произошло впервые с начала его эксплуатации в 2017 году.

Краткие обстоятельства авиационных происшествий с вертолетами в 2023 и 2024 годах:

а). Человеческий фактор:

17.02.2023 катастрофа вертолета R-44II RA-04340 индивидуального предпринимателя. Катастрофа явилась следствием столкновения с землей при полете в условиях, не соответствующих для полетов по ПВП в условиях белизны подстилающей поверхности;

20.02.2023 катастрофа вертолета AS-350B3 RA-04060 ООО "АэроГео". При посадке в горной местности в условиях белизны подстилающей поверхности и образования снежного вихря экипаж ВС не справился с управлением;

28.02.2023 авария вертолета Ми-8Т RA-25227 АО "Вологодское АП". Авария произошла в результате преждевременного снижения ниже безопасной высоты при попытке выполнения посадки в условиях ограниченной видимости;

28.07.2023 катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24474 ООО "АлтайАвиа". Катастрофа произошла в результате недостаточной осмотрительности при выполнении маневрирования при посадке, что привело к столкновению с препятствием;

14.03.2024 катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24467 ООО "Дальнереченск Авиа". Катастрофа явилась следствием выполнения полета в условиях обледенения и ошибочных действий экипажа при отказе двигателя (вызванного, вероятно, попаданием льда в газовоздушный тракт);

24.04.2024 катастрофа вертолета АНСАТ RA-20012 АО "РВС". Катастрофа явилась следствием потери управления вследствие потери пространственной ориентировки при полете в условиях, не соответствующих ПВП;

02.08.2024 авария вертолета Ми-8АМТ RA-24646 ООО "Абакан Эйр". Авария произошла вследствие просадки и касанию водной поверхности при полете с внешней подвеской (водосливным устройством);

08.08.2024 авария вертолета Ми-8Т RA-22744 АО "Авиакомпания "Алроса". Авария явилась следствием, вероятно, повреждения рулевого винта при маневрировании у земли с целью высадки пожарных-десантников;

31.08.2024 катастрофа вертолета Ми-8Т RA-25656 ООО Авиакомпания "Витязь-Аэро". При полете в горной местности, в условиях ограниченной видимости, на высоте ниже безопасной вертолет столкнулся с горой;

28.09.204 катастрофа вертолета Ми-8МТВ-1 RA-24537 АО НПК "ПАНХ". Катастрофа явилась следствием грубого приземления при выполнении вынужденной посадки после отказа двигателя. Расследование катастрофы продолжается.

б). Отказы техники

03.09.2024 авария вертолета Ми-171А2 RA-22880 АО "Авиакомпания "Баргузин". Авария произошла из-за потери путевого управления, вызванного разрушением корпуса редуктора рулевого винта;

22.10.2024 авария вертолета АНСАТ RA-20101 АО "НССА". Авария явилась следствием отказа путевого управления;

По имеющимся сведениям, могут быть достоверно оценены факторы происшедшей 26.10.2024 катастрофы вертолета Ми-2 RA-15758 ООО "Вяткаавиа". По свидетельствам очевидцев, после взлета вертолет перешел в снижение и столкнулся с землей.

Кроме авиационных происшествий с пилотируемыми воздушными судами, в 2024 года в 2024 году произошло два авиационных происшествия (аварии) с беспилотными воздушными судами вертолетного типа ТРН-01 RA-173EP (06.07.2024 в Ханты-Мансийском АО - Югре) и ТРН-01 RA-174EP (26.09.2024 в Ханты-Мансийском АО - Югре). Оба авиационных происшествия явились следствием отказа авиационной техники. Авиационные происшествия произошло при выполнении полетов в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем.