Повышение доступности финансовых услуг для жителей ОМТ

Опросные данные (рис. 3) показывают, что за период с 2021 по 2024 год сельские жители и жители малых городов (до 50 тыс. человек) почти закрыли разрыв со среднероссийским значением показателя использования дистанционного доступа к банковским счетам (+4,3 процентного пункта, до 75,9%). Значительную роль в этом сыграло создание инфраструктуры связи и передачи данных в малых населенных пунктах в рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства" и "Устранение цифрового неравенства 2.0". Это достижение, однако, открывает путь к еще более сложной задаче - обеспечить сохранение востребованности дистанционных каналов обслуживания на ОМТ на общероссийском уровне.

Основной вклад в решение задачи обеспечения финансовой доступности в сельской местности в период 2022 - 2024 годов внесли банки-участники упоминавшихся выше рабочих групп при Банке России, которые активно развивали свое присутствие в облегченных форматах обслуживания в сельской местности. В 2023 году впервые с 2013 года количество дополнительных офисов кредитных организаций не сократилось, а даже немного увеличилось - на 1,2%, а общее количество подразделений кредитных организаций возросло за год на 1%.

Всего в России на конец 2023 года насчитывалось около 5,8 млн стационарных точек обслуживания потребителей финансовых услуг в различных форматах (прирост по сравнению с началом 2022 года составил 17,1%). Количество же точек облегченных форматов обслуживания выросло на 69%, до более 1,1 млн, а основными драйверами роста стали точки с агентами и партнерами кредитных организаций и сервис "Наличные на кассе".

Сеть точек предоставления сервиса "Наличные на кассе" по итогам III квартала 2024 года насчитывает почти 40,3 тыс. единиц (рис. 4). Важно отметить, что более 26% этих точек расположено в сельской местности.

Кроме того, расширяется сеть удаленных точек обслуживания с работниками кредитных организаций и иных стационарных точек банковского обслуживания граждан с агентами и партнерами кредитных организаций: за 2023 год их общее число возросло на 44,8%, до 1051 тыс. точек, а в сельской местности увеличилось на 43,3%, до 118 тыс. точек (рис. 5). Также стоит отметить рост количества агентов и партнеров кредитных организаций, осуществляющих выездное обслуживание, - на 106,5 и 454,9% соответственно (рис. 8).

По итогам 10 месяцев 2024 года техническая возможность предоставлять банковские услуги обеспечена в 32,4 тыс. точек в ОПС (включая временно закрытые), из них 23,5 тыс. расположено в сельской местности (рис. 6). Несмотря на снижение количества доступных точек обслуживания в 2022 - 2024 годах, этот формат сохраняет свою актуальность в сельских населенных пунктах за счет широкой сети покрытия ОПС. Количество работающих ОПС, в которых осуществляются отдельные банковские операции, составило 28 тыс. точек, из них 20 тыс. расположено в сельской местности. В 2023 году с участием региональных рабочих групп по повышению финансовой доступности на ОМТ было организовано взаимодействие между местными администрациями и региональными подразделениями АО "Почта России" по вопросам подбора персонала для работы в ОПС.

По результатам оценки инфраструктурной доступности населенных пунктов на конец первого полугодия 2024 года, в 68,3% населенных пунктов сельской местности <60> с численностью населения 50 чел. и выше имеется хотя бы одно подразделение кредитной организации (с учетом мобильных офисов), микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива или сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, субъекта страхового дела, отделения организации федеральной почтовой связи, включая ОПС, где возможно проводить отдельные банковские операции, банкомат, точка сервиса "Наличные на кассе", POS-терминал для оплаты товаров (услуг) <61> или касса банковского платежного агента <62>.

--------------------------------

<60> Сельские населенные пункты и поселки городского типа (рабочие поселки).

<61> POS-терминал - электронный терминал, установленный в организации торговли (услуг).

<62> Аналитический материал "Деятельность территориальных учреждений Банка России по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях: итоги 2023 года".

КОЛИЧЕСТВО ТСП, ГДЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СЕРВИС "НАЛИЧНЫЕ НА КАССЕ"

Рис. 4

Рисунок 4

Источник: данные кредитных организаций (данные указаны с учетом точек сервиса "Наличные на кассе", расположенных в крупных торговых сетях в городах, данные к рис. 4 - 6 по сельским населенным пунктам представлены с учетом поселков городского типа и рабочих поселков).

КОЛИЧЕСТВО УДАЛЕННЫХ ТОЧЕК ОБСЛУЖИВАНИЯ С РАБОТНИКАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ ТОЧЕК БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН (БЕЗ УЧЕТА ТОЧЕК В ОПС) С АГЕНТАМИ И ПАРТНЕРАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ЕД.)

Рис. 5

Рисунок 5

Источник: данные сплошного обследования кредитных организаций и уведомлений кредитных организаций (без учета мест нахождения касс и банкоматов банковских платежных агентов (субагентов), а также точек банковского обслуживания в ОПС АО "Почта России").

КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В ОПС

(ЕД.)

Рис. 6

Рисунок 6

Источник: данные АО "Почта Банк". Количество точек, в которых технически обеспечено оказание отдельных банковских операций и связанных с ними отдельных технологических действий, в том числе снятие и внесение наличных денежных средств (включая временно закрытые). В одном ОПС может быть несколько форматов обслуживания.