РАЗДЕЛ 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Для мониторинга реализации Основных направлений устанавливаются следующие ключевые показатели:
|
- Повышение уровня физической, ассортиментной и ценовой доступности, понятности и качества финансовых услуг и иных параметров, влияющих на удовлетворенность потребителя как комплексный показатель его субъективной оценки различных параметров, связанных с использованием финансовых продуктов и услуг - Повышение удовлетворенности населения онлайн-каналами обслуживания, являющееся в настоящее время главным фактором удовлетворенности потребителей финансовыми продуктами и услугами [2] |
Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов (опросный показатель; индикатор мониторинга эффективности Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов) |
56,6 [1] |
|
|
- Рост использования дистанционных каналов доступа в сельских населенных пунктах и малых городах, на сопоставимом с общероссийским уровне |
Доля опрошенных жителей сельских населенных пунктов и малых городов, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % (опросный показатель) |
(на 0,7 процентного пункта ниже среднего по России) |
Для мониторинга [3] |
|
- Повышение инфраструктурной доступности финансовых услуг в сельской местности |
Доля населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг, % (расчетный показатель) |
14,2 [4] |
|
|
- Кредитные организации адаптировали каналы доступа к финансовым услугам, особенно дистанционные, под нужды ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения - Повышение защищенности ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения в ходе использования этих каналов |
Доля кредитных организаций, исполнивших полностью или частично рекомендации Банка России по созданию безбарьерной среды, % (показатель на основе данных обследования Банка России) |
2024 - 79,0 [5] |
|
|
- Рост использования дистанционных каналов доступа к финансовым услугам среди ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения |
Доля опрошенных ЛСИ, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % (опросный показатель) |
2024 - 67,5 [5] |
70 (может быть уточнен при получении новых данных в октябре 2024 года) |
|
- Уровень финансового самочувствия в России в 2021 - 2024 годах, баллов (опрос) |
Уровень финансового самочувствия, баллов (опросный показатель) |
54 [1] |
Для мониторинга [7] |
|
- Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам посредством выпуска облигаций, в том числе с использованием мер поддержки |
Объем размещенных субъектами МСП выпусков облигаций, млрд рублей (показатель на основе данных биржевых площадок) |
(по состоянию на 30.11.2024) |
40 за период 2025 - 2027 годов [8] |
|
- Расширение доступа субъектов МСП и МТК к финансовым ресурсам посредством выпуска акций, в том числе с использованием мер поддержки |
Количество IPO субъектов МСП и МТК, единиц (показатель на основе данных биржевых площадок) |
(по состоянию на 30.11.2024) |
37 за период 2025 - 2027 годов (31 IPO МСП и 6 IPO МТК) [8] |
|
- Расширение доступа субъектов МСП к финансированию на краудфандинговых платформах (долгового и долевого), в том числе с использованием мер поддержки |
Объем привлечения финансирования субъектами МСП на краудфандинговых платформах, млрд рублей (показатель на основе данных отчетности операторов инвестиционных платформ) |
165,3 за период 2025 - 2027 годов [8] |
|
[1] По итогам опроса взрослого населения, проведенного по заказу Банка России в рамках расчета индикаторов финансовой доступности в мае 2024 года. Достижение целевых значений таких опросных показателей будет оцениваться по результатам аналогичного опроса в 2027 году (проводится один раз в три года).
[2] Об этом свидетельствуют результаты анализа состава факторов композитного индекса удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг по итогам опросов населения в мае 2016 - 2019 годов (опубликованы на сайте Банка России), а также в мае 2021 и 2024 годов.
[3] Опросные данные мая 2021 и 2024 годов показывают, что доля использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев среди сельских жителей возросла с 70,1 до 75,4%, тогда как в целом по России наблюдался умеренный рост - всего на 1,2 процентного пункта, до 76,6%, что может быть сигналом достижения некоторого предельного (потенциального) уровня.
[4] Расчетный показатель по состоянию на 01.01.2024 на основе оценки уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в населенном пункте, проводимой ежегодно Банком России. Доля населения, проживающего в таких населенных пунктах сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг, составляет 3,2%.
[5] По данным обследования кредитных организаций, проведенного Банком России в сентябре - ноябре 2023 года, за исключением тех, кто прямо сообщил, что не обслуживает физических лиц. Достижение целевого значения будет оцениваться по результатам аналогичных обследований в 2025 - 2027 годах (проводится ежегодно, оценивается наибольшее значение за период).
[6] По итогам опроса ЛСИ, проведенного по заказу Банка России в сентябре - октябре 2024 года. Достижение целевых значений таких опросных показателей будет оцениваться по результатам аналогичного опроса в 2027 году.
[7] Для каждого отдельного человека, с изменением возраста, материального положения, состояния здоровья, состава семьи и иных факторов, финансовое самочувствие будет тоже заметно изменяться. При этом в среднем для всего населения финансовое самочувствие в целом не является высоковолатильным показателем. Для этого показателя обычно важен длительный накопительный эффект. В то же время структурные и геополитические изменения, которые затрагивают почти все группы населения сразу, могут привести к одномоментному значительному росту или снижению показателя.
[8] Целевые значения планируется установить в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". Проработка возможности интеграции мероприятий по развитию привлечения финансирования субъектами МСП с фондового рынка и краудфандинговых платформ в разрабатываемый национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика" до 2030 года в составе федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и федерального проекта "Развитие технологического предпринимательства". В настоящее время мероприятия реализуются в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который действует до конца 2024 года.
|
Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов |
Рассчитывается на основе данных опроса, проводимого по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности (периодичность - один раз в три года) с использованием статистических методов анализа данных. Диапазон значений индекса составляет от 0 до 100 баллов, где 100 - наилучшее значение. При построении композитного индекса для оценки отбираются переменные, характеризующие уровень удовлетворенности работой/сервисом различных типов финансовых организаций, уровень доверия к ним, уровень удовлетворенности предоставляемыми ими различными продуктами (услугами), оценку различных онлайн- и офлайн-каналов предоставления финансовых услуг по таким характеристикам, как "легкость доступа, есть везде", "приемлемая стоимость", "хороший уровень защиты, безопасность", "быстрый доступ, приемлемое время ожидания". |
|
Доля населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг |
Рассчитывается как доля в общем количестве населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше. Уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в населенном пункте рассчитывается как комплексный показатель, учитывающий наличие офисов, банкоматов, других точек присутствия кредитных и некредитных финансовых организаций, включая облегченные форматы обслуживания (точки оказания отдельных банковских услуг в ОПС и точки сервиса "Наличные на кассе"), качество сети Интернет, транспортной доступности до подразделения или банкомата кредитной организации с функцией выдачи наличных. |
|
Доля опрошенных жителей сельских населенных пунктов и малых городов, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % |
Рассчитывается на основе данных опроса, проводимого: - в части жителей сельских населенных пунктов и малых городов - среди взрослого населения по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности (периодичность - один раз в три года); учитываются жители села, деревни, поселков городского типа, малых городов (до 50 тыс. человек); |
|
Доля опрошенных ЛСИ, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % |
- в части ЛСИ - в рамках специального опроса среди данной группы населения по заказу Банка России. Респондентов просят оценить использование дистанционного доступа к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев до даты опроса: через интернет-банк (с мобильного телефона или компьютера), мобильный банк (путем отправки СМС на короткий номер или из мобильного приложения). |
|
Доля кредитных организаций, исполнивших полностью или частично рекомендации Банка России по созданию безбарьерной среды, % |
Рассчитывается на основе данных сплошного обследования кредитных организаций в отношении исполнения положений: - информационных писем и методических рекомендаций Банка России по созданию безбарьерной среды для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения <90>; - национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 <91>. |
|
Уровень финансового самочувствия в России в 2021 - 2024 годы, баллов |
Уровень финансового самочувствия рассчитан в баллах от 0 до 100 опросным методом на основе методики Бюро по финансовой защите потребителей. |
|
Объем размещенных субъектами МСП выпусков облигаций (за год), млрд рублей Количество IPO субъектов МСП и МТК, единиц |
Рассчитываются на основе данных ПАО Московская Биржа, ПАО "СПБ Биржа", АО СПВБ и иных биржевых площадок. |
|
Объем привлечения финансирования субъектами МСП на краудфандинговых платформах, млрд рублей |
Показатель рассчитывается на основе данных отчетности операторов инвестиционных платформ. |
--------------------------------
<90> Представлены на странице "Рекомендации и консультативные материалы по вопросам повышения финансовой доступности" сайта Банка России.
<91> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для ЛСИ и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 589-ст).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875