РАЗДЕЛ 4. РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

При подготовке Основных направлений Банк России принял во внимание возможные риски, которые могут препятствовать проведению или влиять на реализацию мероприятий, предусмотренных в документе.

Банк России принимает меры, направленные на предотвращение реализации рисков, а в случае их возникновения - на минимизацию негативных последствий.

Основные риски, которые могут в среднесрочной перспективе оказать воздействие на развитие всего финансового рынка, тем самым влияя на состояние финансовой доступности, определены Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.

Табл. 1

Риск

Меры по снижению риска

Межведомственное взаимодействие

Реализация Основных направлений носит комплексный характер и осуществляется во взаимодействии в том числе с заинтересованными ФОИВ, участниками финансового рынка, профессиональными и общественными объединениями и иными заинтересованными лицами. При этом максимальный эффект от исполнения предусмотренных мероприятий может быть достигнут только при их реализации всеми задействованными сторонами в установленные сроки.

Увеличение фактических сроков разработки, рассмотрения и принятия законодательных изменений, проведения иных многосторонних инициатив и мероприятий относительно плановых может негативно сказаться на реализации Основных направлений, уменьшить эффективность и скорость реализации планов по этому документу, а также снизить доверие рынка к заявленным намерениям.

Банк России планирует продолжить межведомственное взаимодействие и координацию, а также применение проектных подходов к реализации мероприятий (в частности, в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика").

Взаимодействие с РОИВ

Комплексная реализация мероприятий, направленных на повышение доступности финансовых услуг на ОМТ предусматривает тесное межведомственное взаимодействие на региональном уровне и с администрациями муниципальных образований.

В то же время РОИВ и органы местного самоуправления зачастую не акцентируют внимание на проблеме недостаточной финансовой доступности в населенных пунктах субъекта, что отражается на активности и вовлеченности органов власти в ее решение, влияет на реализацию планов по Основным направлениям.

В силу возникновения различных негативных факторов или, наоборот, с учетом снижения остроты вопроса недоступности финансовых услуг (как результат реализации мер предыдущего периода) возможно и дальнейшее снижение приоритетности для РОИВ обеспечения населения качественными финансовыми услугами как неотъемлемой составляющей качества жизни.

Банк России планирует продолжить взаимодействие своих территориальных учреждений с РОИВ, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами на региональном уровне.

Будет продолжаться мониторинг инфраструктурной доступности в населенных пунктах Российской Федерации с выявлением "красных зон", оценка главами муниципальных образований ассортимента и качества финансовых услуг, результаты которых помогут предметно выстраивать диалог с отдельными РОИВ и органами местного самоуправления на предмет устранения барьеров для доступа к финансовым услугам в проблемных населенных пунктах.

В дополнение планируется использовать различные площадки и мероприятия федерального уровня с участием Банка России для информирования ФОИВ и РОИВ о позиции Банка России, а также направления предложений по установлению для регионов целевых показателей в части повышения уровня доступности финансовых услуг.

Развитие инфраструктуры связи и передачи данных

Реализация задачи по повышению доступности финансовых услуг через развитие онлайн-каналов обслуживания для населения и бизнеса находится в непосредственной зависимости от текущего состояния инфраструктуры связи. Обеспечение возможностей для сельского населения получать финансовые услуги в цифровой форме напрямую зависит от качества и площади покрытия Интернетом. В силу различных факторов возможно сокращение площади покрытия и ухудшение качества доступа к Интернету.

Банк России не имеет полномочий самостоятельно решать проблему отсутствия у населения доступа к Интернету, а также технических средств для использования дистанционных каналов доступа. Поэтому регулятор планирует продолжить взаимодействие своих территориальных учреждений с представителями провайдеров телекоммуникационных услуг на региональном уровне. В том числе будет продолжаться мониторинг качества покрытия Интернетом населенных пунктов Российской Федерации с выявлением проблемных зон и применение целенаправленных мер для устранения возникших проблем в рамках деятельности региональных рабочих групп.