Повышение доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства

Банк России развивал риск-ориентированное банковское регулирование, направленное на более точную оценку рисков, которое повышает привлекательность кредитования субъектов МСП для банков и обеспечивает более эффективное использование мер государственной поддержки финансирования субъектов МСП.

Так, в целях поддержки субъектов МСП кредитным организациям предоставлена возможность относить поручительства отдельных высокоэффективных и финансово устойчивых региональных гарантийных организаций, оцененных на основе методики, разработанной Банком России, к I категории качества <40>. Мера продлена с модификацией, действует до 31 декабря 2024 года и будет встроена в регулирование <41>.

--------------------------------

<40> Решение Совета директоров Банка России от 21.06.2024 "О подходах к учету кредитными организациями поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций при формировании резервов на возможные потери".

<41> Ранее мера была введена решением Совета директоров Банка России от 31.03.2023 и продлена решением от 26.12.2023 "О подходах к учету кредитными организациями поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций при формировании резервов на возможные потери".

Банк России также принял решение об увеличении с 10 до 50 млн рублей пороговой величины ссуд субъектам МСП, оценка риска по которым может проводиться на портфельной основе с применением внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика (без использования официальной отчетности заемщика), что упрощает порядок оценки кредитных рисков по большему количеству ссуд субъектов МСП и позволяет снизить операционные издержки кредитных организаций <42>. Это, в свою очередь, способствует стимулированию кредитования субъектов МСП. В отношении активов (кроме ссуд) и условных обязательств кредитного характера норма уже встроена в регулирование <43>.

--------------------------------

<42> Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023 "О подходах к оценке кредитного риска в целях формирования резервов на возможные потери".

<43> Указание Банка России от 26.06.2023 N 6465-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

Банк России продолжает реализацию механизма льготного рефинансирования банков. По программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой АО "Корпорация "МСП", в 2022 году был установлен совокупный лимит в размере 288,3 млрд рублей. С 9 января 2024 года для обеспечения возможности инвестиционного кредитования субъектов МСП в рамках совмещения с государственной программой субсидирования <44> (комбопрограмма) этот лимит увеличен до 320 млрд рублей. Начиная с 2024 года уполномоченные банки вправе предоставлять в рамках программы стимулирования кредитования субъектов МСП кредиты заемщикам только на инвестиционные цели по комбопрограмме. По состоянию на 1 ноября 2024 года задолженность по этой программе составила 190 млрд рублей.

--------------------------------

<44> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке".

В период действия повышенной ключевой ставки, с марта по июль 2022 года, действенными мерами поддержки МСП стали введение временного специального механизма предоставления кредитов без обеспечения и корректировка специального механизма предоставления кредитов под поручительства АО "Корпорация "МСП". Кредиты без обеспечения были направлены на стимулирование оборотного кредитования, тогда как кредиты под поручительства были связаны со стимулированием инвестиционного кредитования. Лимиты по этим механизмам были установлены в размере 340 и 335 млрд рублей соответственно. Конечные заемщики банков могли по льготным ставкам получить новые кредиты или реструктурировать полученные ранее кредиты. Оба механизма выполнили свою антикризисную роль, поскольку принятые меры позволили избежать резкого роста стоимости фондирования малого и среднего бизнеса <45>.

--------------------------------

<45> С информацией о результатах реализации данных механизмов поддержки субъектов МСП можно ознакомиться в Годовом отчете Банка России за 2022 год.

Продолжилась работа по оптимизации программы стимулирования кредитования субъектов МСП:

- снижены до уровня ключевой ставки, уменьшенной на 1,5 процентного пункта, процентные ставки по кредитам, предоставленным Банком России кредитным организациям для последующей выдачи льготных кредитов в рамках данной программы;

- снижены требования к банкам-участникам по соблюдению минимальной доли кредитов субъектов МСП в корпоративном портфеле с 50 до 25%;

- размер одного кредита, предоставляемого субъекту МСП в рамках данной программы, увеличен до 2 млрд рублей;

- состав обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым кредитным организациям по программе, расширен за счет облигаций федерального займа.

Внедрено риск-чувствительное стимулирующее регулирование для поддержки кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики <46> (ТС и САЭ) <47>. Это позволит банкам с универсальной лицензией снизить нагрузку на капитал по целевым кредитам (в том числе субъектам МСП), выданным на реализацию таких проектов после 30 сентября 2022 года.

--------------------------------

<46> Критерии проектов (таксономия), на которые распространяется новое регулирование, утверждены Правительством Российской Федерации.

<47> Указание Банка России от 06.06.2023 N 6436-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" и Указание Банка России от 07.06.2023 N 6443-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 6 августа 2015 года N 483-П".

Основное внимание Банка России, помимо содействия кредитованию, сосредоточено на альтернативных инструментах привлечения финансирования, развитие которых также предусмотрено в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Проект включает расширение доступа МСП к финансовым ресурсам посредством фондового рынка и с помощью краудфандинговых платформ, в том числе с использованием мер поддержки.

При участии Банка России приняты законодательные изменения, ограничивающие риски применения переменных ставок по кредитам для микропредприятий и физических лиц и устанавливающие обязанность кредитора информировать заемщика о рисках использования переменных процентных ставок до заключения кредитного договора <48>.

--------------------------------

<48> Федеральный закон от 22.06.2024 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Расширено использование механизмов доступа субъектов МСП к фондовому рынку и краудфандингу, в том числе:

- установление специальных биржевых тарифов для эмитентов - субъектов МСП;

- развитие биржевой инфраструктуры;

- субсидирование части купонных выплат по облигациям, а также затрат субъектов МСП на выпуск ценных бумаг;

- субсидирование комиссии, уплачиваемой субъектами МСП за привлечение финансирования на краудфандинговых платформах;

- участие институтов развития в качестве якорных инвесторов в выпусках ценных бумаг субъектов МСП.

ПАО Московская Биржа установило более низкие тарифы для эмитентов, размещающих облигации в Секторе Роста, с объемом размещения менее 1 млрд рублей <49>. Кроме того, до конца 2024 года не взимается вознаграждение за услугу по включению в Сектор Роста облигаций эмитентов - субъектов МСП, объем размещения которых не превышает 400 млн рублей.

--------------------------------

<49> Протокол Наблюдательного совета ПАО Московская Биржа от 15.12.2023 N 11.

В 2023 году был снят запрет на одновременный листинг в Секторе Роста и сегменте Рынок инноваций и инвестиций. Таким образом, для высокотехнологичных субъектов МСП и малых технологичных компаний (МТК) с выручкой до 2 млрд рублей стали доступны одновременно меры поддержки в рамках национального проекта и налоговые стимулы для инвесторов, приобретающих ценные бумаги в сегменте Рынок инноваций и инвестиций.

Эмитентам - субъектам МСП при выходе на фондовый рынок <50> и субъектам МСП, привлекающим финансирование на краудфандинговых платформах <51>, оказывалась государственная поддержка. Ее объем составил около 1,5 млрд рублей за 2019 - 2023 годы на субсидирование части затрат на выход субъектов МСП на биржу <52> и части купонных платежей по биржевым облигациям <53>, а также более 138 млн рублей за 2022 - 2023 годы - на субсидирование комиссии, уплачиваемой субъектами МСП за привлечение финансирования на краудфандинговых платформах.

--------------------------------

<50> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 532 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже".

<51> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1898 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку российских организаций в целях компенсации части затрат на обеспечение доступа к платформе для коллективного инвестирования".

<52> До 2% от объема привлеченного финансирования и не более 2,5 млн рублей и фактически понесенных затрат на услуги организатора и рейтингового агентства.

<53> До 70% от ключевой ставки Банка России и не более 70% от купонных платежей.

Результаты опроса эмитентов - субъектов МСП, получивших поддержку при выпуске ценных бумаг на бирже, показали, что мера оказалась востребована и эффективна <54>. Многие эмитенты принимают решение о выходе на фондовый рынок именно благодаря этому инструменту поддержки. Анализ отчетности за 2023 год эмитентов - субъектов МСП, получивших государственную поддержку, показал средний прирост численности сотрудников на 18% и увеличение выручки на 21%. Привлеченные средства эмитенты расходовали преимущественно на инвестиционные цели: расширение и запуск новых направлений деятельности, производство и модернизацию оборудования, инновационные разработки, развитие сети дистрибуции.

--------------------------------

<54> Опрос проведен ПАО Московская Биржа совместно с Банком России.

АО "МСП Банк" в качестве якорного инвестора в 2023 году <55> приняло участие в 12 выпусках облигаций (объем выпусков - 2,6 млрд рублей). За 10 месяцев 2024 года АО "МСП Банк" приняло участие в 30 выпусках облигаций субъектов МСП (объем выпусков - 7,045 млрд рублей) <56>. Представляется перспективным привлекать институциональных инвесторов, институты развития, обладающие соответствующей отраслевой экспертизой, для участия в первичном публичном размещении акций (IPO) в качестве якорных инвесторов.

--------------------------------

<55> Согласно новости на сайте АО "МСП Банк".

<56> Информация получена от АО "МСП Банк".

Банк России проводил просветительские мероприятия по вопросам привлечения финансирования на фондовом рынке, краудфандинговых платформах и с помощью факторинга, а также по преимуществам использования СБП. Охват аудитории с начала 2022 года составил почти 900 тыс. слушателей (по состоянию на конец первого полугодия 2024 года, включая данные по просмотрам записей федеральных вебинаров).