Повышение доступности финансовых услуг для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения

По итогам проведенной в 2022 - 2024 годах работы можно отметить, что инклюзивная финансовая среда в целом сформирована, и констатировать повышение уровня финансовой доступности для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения, а также устранение основных барьеров, препятствующих получению ими финансовых услуг.

На конец 2024 года все 100% из топ-50 кредитных организаций по объему привлеченных средств физических лиц и 79% всех кредитных организаций <63> завершили или практически завершили исполнение рекомендаций Банка России по созданию безбарьерной среды, что на 13 процентных пунктов больше, чем в 2021 году (рис. 7 и 8) <64>. При этом доля кредитных организаций, сообщивших о наличии мер и (или) продуктов (услуг) для людей с ментальными особенностями, выросла с 62 до 70% за три года. Следует отметить, что ряд кредитных организаций в ходе мониторинга сообщили об обстоятельствах, препятствующих стопроцентному исполнению рекомендаций Банка России. Чаще всего упоминались необходимость замены и (или) доработки устройств самообслуживания, что требует значительных материальных затрат и осложняется наличием санкционных ограничений <65>, а также невозможность обеспечить безбарьерный доступ в офисы в силу не зависящих от кредитных организаций обстоятельств (офисы расположены в объектах старой застройки или арендованных помещениях).

--------------------------------

<63> За исключением тех, кто прямо сообщил, что не обслуживает физических лиц.

<64> В соответствии с методическими рекомендациями и информационными письмами Банка России, представленными на странице "Рекомендации и консультативные материалы по вопросам повышения финансовой доступности" сайта Банка России.

<65> Значительная часть устройств самообслуживания произведена в недружественных странах, что затрудняет их доработку и модернизацию.

Результаты опроса (рис. 9) показывают, что в 2024 году дистанционным доступом к банковским счетам для перевода денежных средств пользовались 67,5% таких граждан (по сравнению с 2021 годом показатель вырос на 15,2 процентного пункта).

В то же время личные посещения подразделений по-прежнему остаются для ЛСИ наиболее востребованным каналом взаимодействия с финансовыми организациями. При этом почти каждый второй респондент готов полностью перейти на дистанционный формат получения финансовых услуг и отказаться от личного посещения (51% опрошенных в 2024 году).

Доля ЛСИ, которые полностью удовлетворены или скорее удовлетворены обслуживанием в кредитных организациях, выросла с 83,2% в 2021 году до 88,2% в 2024 году, а доля тех, кто не считает, что получать финансовые услуги им сложнее, чем остальным гражданам, - с 50,7 до 57,8% соответственно (рис. 10).

ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ

(%)

Рис. 7

Рисунок 7

Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в декабре 2017 - июне 2018 года, апреле 2019 - августе 2019 года, сентябре 2020 - декабре 2020 года, сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

(%)

Рис. 8

Рисунок 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Рисунок 9

Рисунок 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОСТУПНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Рисунок 11

Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ ЛСИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ (ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ И (ИЛИ) МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ)

(%)

Рис. 9

Рисунок 12

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ ЛСИ, УДОВЛЕТВОРЕННЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(%)

Рис. 10

Рисунок 13

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.