По итогам проведенной в 2022 - 2024 годах работы можно отметить, что инклюзивная финансовая среда в целом сформирована, и констатировать повышение уровня финансовой доступности для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения, а также устранение основных барьеров, препятствующих получению ими финансовых услуг.
На конец 2024 года все 100% из топ-50 кредитных организаций по объему привлеченных средств физических лиц и 79% всех кредитных организаций <63> завершили или практически завершили исполнение рекомендаций Банка России по созданию безбарьерной среды, что на 13 процентных пунктов больше, чем в 2021 году (рис. 7 и 8) <64>. При этом доля кредитных организаций, сообщивших о наличии мер и (или) продуктов (услуг) для людей с ментальными особенностями, выросла с 62 до 70% за три года. Следует отметить, что ряд кредитных организаций в ходе мониторинга сообщили об обстоятельствах, препятствующих стопроцентному исполнению рекомендаций Банка России. Чаще всего упоминались необходимость замены и (или) доработки устройств самообслуживания, что требует значительных материальных затрат и осложняется наличием санкционных ограничений <65>, а также невозможность обеспечить безбарьерный доступ в офисы в силу не зависящих от кредитных организаций обстоятельств (офисы расположены в объектах старой застройки или арендованных помещениях).
--------------------------------
<63> За исключением тех, кто прямо сообщил, что не обслуживает физических лиц.
<64> В соответствии с методическими рекомендациями и информационными письмами Банка России, представленными на странице "Рекомендации и консультативные материалы по вопросам повышения финансовой доступности" сайта Банка России.
<65> Значительная часть устройств самообслуживания произведена в недружественных странах, что затрудняет их доработку и модернизацию.
Результаты опроса (рис. 9) показывают, что в 2024 году дистанционным доступом к банковским счетам для перевода денежных средств пользовались 67,5% таких граждан (по сравнению с 2021 годом показатель вырос на 15,2 процентного пункта).
В то же время личные посещения подразделений по-прежнему остаются для ЛСИ наиболее востребованным каналом взаимодействия с финансовыми организациями. При этом почти каждый второй респондент готов полностью перейти на дистанционный формат получения финансовых услуг и отказаться от личного посещения (51% опрошенных в 2024 году).
Доля ЛСИ, которые полностью удовлетворены или скорее удовлетворены обслуживанием в кредитных организациях, выросла с 83,2% в 2021 году до 88,2% в 2024 году, а доля тех, кто не считает, что получать финансовые услуги им сложнее, чем остальным гражданам, - с 50,7 до 57,8% соответственно (рис. 10).
|
ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ (%) |
Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в декабре 2017 - июне 2018 года, апреле 2019 - августе 2019 года, сентябре 2020 - декабре 2020 года, сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.
|
ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ИСПОЛНИВШИХ РЕКОМЕНДАЦИИ БАНКА РОССИИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДИСТАНЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ (%) |
Источник: данные обследований кредитных организаций, проведенных Банком России в сентябре - ноябре 2021 года, сентябре - ноябре 2022 года, сентябре - ноябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.
|
ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ ЛСИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ (ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ И (ИЛИ) МОБИЛЬНЫЙ БАНКИНГ) (%) |

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.

Источник: опросы ЛСИ, проведенные по заказу Банка России: в октябре 2018 года, октябре 2020 года, октябре 2021 года, сентябре - октябре 2023 года и сентябре - октябре 2024 года.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875




