Список сокращений

Список сокращений:

стационарная организация для детей - организации социального обслуживания (детские дома-интернаты), предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и осуществляющие полномочия опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности);

дети-сироты - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

несовершеннолетние подопечные - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в организации социального обслуживания (детские дома-интернаты), предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот;

организации для детей-сирот - организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проверка - проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023);

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024);

Закон об опеке и попечительстве - Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 10.07.2023);

постановление Правительства РФ N 481 - постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 19.04.2022);

постановление Правительства РФ N 423 - постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (ред. от 10.02.2020);

Правила осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных - Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного - акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекунов прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности защиты прав детей-сирот, помещенных под надзор в стационарные организации для детей на основании акта органа опеки и попечительства, и формирования единого подхода к осуществлению органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных в таких организациях.

2. Деятельность стационарных организаций для детей направлена на предоставление социальных услуг детям, имеющим психические расстройства, в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности.

В случае, если дети-сироты на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор в стационарные организации для детей, такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот. Соответственно на такие организации должны быть возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке уполномоченными на то органами (учредителем).

К организациям для детей-сирот применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 155.2 СК РФ.

3. Проверка проводится органом опеки и попечительства в целях осуществления надзора за деятельностью стационарной организации для детей, исполняющей обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот, а также защите их прав и законных интересов.

4. Форма акта проверки утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1642.

5. Органам опеки и попечительства при осуществлении проверки следует руководствоваться Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства РФ г. N 423.

6. Орган опеки и попечительства проводит плановые и внеплановые проверки в виде посещения несовершеннолетнего подопечного в организации. Проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении проверки.

В должностных обязанностях уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства должно быть указано на проведение плановых и внеплановых проверок и составление акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного.

7. В случае привлечения к проверке иных специалистов, не состоящих в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства и стационарной организацией для детей, их участие должно быть согласовано с организацией.

8. В акте органа опеки и попечительства о проведении проверки рекомендуется указывать:

основания для проведения проверки;

фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения несовершеннолетнего подопечного, условия жизни которого подлежат проверке;

реквизиты акта органа опеки и попечительства о помещении несовершеннолетнего подопечного под надзор в стационарную организацию для детей;

фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства;

срок проведения проверки.

9. Основанием прекращения проведения проверок является завершение пребывания несовершеннолетнего подопечного в организации.

10. При введении режимно-ограничительных мероприятий на территории организации в связи с возникновением инфекционного заболевания проверки не должны прерываться. Уполномоченный специалист органа опеки и попечительства обеспечивается индивидуальными средствами защиты, для общения с несовершеннолетним подопечным выделяется отдельное помещение.

Временное ограничение на проведение проверок может устанавливаться непосредственно инфекционно больных и обсервационных несовершеннолетних подопечных, помещенных в изолятор. Полное прекращение проведения проверок возможно только при объявлении карантина органом государственной власти территории, в котором указано как ограничительная мера запрещение посещения детских учреждений.

В случае запрещения посещения стационарной организации для детей органу опеки и попечительства рекомендуется принять акт о переносе плановой проверки на весь период до завершения ограничительных мер.

В течение указанного периода органом опеки и попечительства может быть организован мониторинг, включающий в себя сбор, учет, обработку и анализ информации, поступающей от самой организации, компетентных органов, уполномоченных организаций. Мониторинг может осуществляться в дистанционном режиме с применением цифровых технологий.

11. В случае если несовершеннолетний подопечный временно выбыл из стационарной организации для детей (например, в другую организацию для детей-сирот, в медицинскую организацию для получения медицинской помощи), органу опеки и попечительства также рекомендуется принять акт о переносе плановой проверки на весь период временного отсутствия несовершеннолетнего подопечного.

В случае если несовершеннолетний подопечный выбыл из стационарной организации для детей в другую организацию для детей-сирот, орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот при получении личного дела несовершеннолетнего подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

12. Периодичность плановой проверки определяется Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

13. Плановая проверка осуществляется в соответствии с установленным режимом дня несовершеннолетнего подопечного. Дату и время проведения проверки целесообразно предварительно согласовывать с организацией.

14. Решение о проведении внеплановой проверки органу опеки и попечительства рекомендуется принимать в течение одного рабочего дня с момента поступления сведений от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении организацией своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного.

15. Перед проведением проверки органу опеки и попечительства рекомендуется запрашивать информацию об освоении образовательных программ несовершеннолетним подопечным в образовательной организации, а также о выполнении стационарной организацией рекомендаций по результатам проведения ежегодной диспансеризации несовершеннолетнего подопечного.

16. Организация вправе определить лицо, ответственное в учреждении за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки.

Организация должна обеспечить необходимые условия для проведения органом опеки и попечительства проверки, в том числе доступа в помещения, проведения опроса работников и несовершеннолетних подопечных с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

17. При проведении проверки орган опеки и попечительства оценивает:

- условия жизни несовершеннолетнего подопечного (включая состояние его здоровья, внешний вид, жилищно-бытовые условия, удовлетворение базовых потребностей, обеспечение безопасности в соответствии с возрастом, социальную адаптацию, навыки самообслуживания в соответствии с возрастом, физическим развитием и индивидуальными особенностями ребенка);

- соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного (включая его образование, обеспечение потребностей в развитии и возможности организации обеспечить потребности развития ребенка, социальные связи, организацию отдыха и оздоровления, взаимодействие организации с органами опеки и попечительства);

- обеспечение сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного (включая его доходы, расходование полученных доходов, реализацию мер по сохранности и эффективному использованию его имущества).

При оценке рекомендуется использовать наблюдение за особенностями воспитания и содержания несовершеннолетних подопечных, в частности за:

а) созданием доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающей свободное передвижение детей в зданиях и помещениях, а также беспрепятственный доступ к услугам, предоставляемым стационарной организацией для детей;

б) организацией условий для приема пищи вне кровати и условий для игры и/или занятий вне кровати для несовершеннолетних подопечных с тяжелыми и множественными нарушениями развития в специально оборудованных помещениях;

в) обучением по формированию у несовершеннолетнего подопечного навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, принятие пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек и т.д.), обучению пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыкам социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, интернетом и др.);

г) созданию условий для обеспечения возможности получения несовершеннолетним подопечным образования в образовательных организациях вне стационарной организации для детей, а также осуществлению мероприятий по его включению в систему досуговой (культурной, спортивной и др.) деятельности, программы дополнительного образования, коррекционно-развивающую работу по формированию жизненных компетенций с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

18. При проверке также необходимо использовать такие формы получения сведений, как беседа с несовершеннолетним подопечным с учетом его возможностей, изучение его документов, включая его учебные и творческие работы и другие документы, опрос работников организации, осуществляющих свою профессиональную деятельность с несовершеннолетним подопечным.

При беседе с несовершеннолетним подопечным, не достигшим возраста 16 лет либо достигшим этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, необходимо участие педагога или психолога.

В случае невозможности установления мнения несовершеннолетнего подопечного, признанного в установленном порядке недееспособным <2>, учитывается информация о его предпочтениях, полученная от работников организации, постоянно находящихся с воспитательной группой, выполняющих функции индивидуального куратора (наставника) несовершеннолетнего <3>.

--------------------------------

<2> Статья 29 ГК РФ.

<3> В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска (пункт 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ N 481).

Мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, по любому вопросу, затрагивающему его интересы, учитывается обязательно <4>. При этом законодательство не регламентирует вопрос о том, в какой форме должно быть выражено мнение ребенка, достигшего 10 лет, и не содержит требование о наличии письменного заявления от ребенка. Свое мнение ребенок может выразить и в устной форме.

--------------------------------

<4> Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 СК РФ).

Уполномоченный специалист органа опеки и попечительства в ходе проведения проверки вправе ознакомиться с документами в личном деле несовершеннолетнего подопечного, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, документами, подтверждающими сохранность жилого помещения подопечного, его медицинскими документами, а также ознакомиться с календарным планом проведения диспансеризации находящихся в стационарной организации детей <5>.

--------------------------------

<5> Пункты 6 - 8 Порядка проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утв. приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 72н.

19. Стационарная организация для детей вправе предъявить требования к состоянию здоровья и внешнему виду уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства при посещении несовершеннолетнего подопечного в отделении паллиативной помощи (отделение милосердия).

20. В акте проверки указываются выводы и заключения проверки, при наличии выявленные нарушения и рекомендации организации по их устранению.

При составлении акта проверки необходимо учитывать, что несовершеннолетние подопечные в стационарной организации для детей имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Несовершеннолетие подопечные обладают также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 СК РФ (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту своих прав и законных интересов;

право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства) <6>.

--------------------------------

<6> Статья 155.3 СК РФ.

21. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. В акте указывается фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, ответственного в организации за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки.

22. Орган опеки и попечительства вправе проверить сведения о несовершеннолетнем подопечном, полученные в организации в ходе проверки, путем запросов информации в образовательных организациях, медицинских и иных организациях.

При этом срок составления акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного не должен превышать установленного Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных срока, - 10 дней со дня проведения проверки.

23. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в стационарную организацию для детей в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

В целях отслеживания получения рекомендуется направлять акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного с сопроводительным письмом регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручать акт с сопроводительным письмом лицу, ответственному в организации за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки, лично с отметкой о получении на экземпляре органа опеки и попечительства. Сопроводительное письмо может подписываться уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства.

С 1 июля 2024 года для формирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору информацию об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных <7>.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 04.08.2023 N 488-ФЗ.

24. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного хранится в личном деле несовершеннолетнего подопечного.

Ведение личных дел подопечных, помещенных в стационарную организацию для детей, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным работником <8>.

--------------------------------

<8> Пункты 3 и 13 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423.

При помещении подопечного в стационарную организацию орган опеки и попечительства хранит акт о направлении несовершеннолетнего подопечного в организацию для детей-сирот, акт передачи личного дела и опись документов <9>, а также акты проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного и другие документы в случаях и порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

--------------------------------

<9> Пункт 12 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423.

25. В случае выявления жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего подопечного со стороны работников организации, других детей, находящихся в организации, и посторонних лиц организация незамедлительно информирует орган опеки и попечительства в целях принятия мер по защите прав и интересов детей, включая передачу под предварительную опеку (попечительство) или перевод в другую организацию для детей-сирот <10>.

--------------------------------

<10> Пункт 50(1) постановления Правительства РФ N 481.

26. Порядок и случаи согласования органом опеки и попечительства с организацией даты и времени проведения проверки, порядок принятия акта органа опеки и попечительства о проведении проверки, порядок направления акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного в стационарную организацию для детей возможно урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации.