В случае наличия у ребенка права собственности на жилое помещение данное право сохраняется за ним при помещении под надзор в стационарную организацию для детей. Также в указанном случае подлежит сохранению право на пользование жилым помещением, имеющимся у ребенка (жилое помещение, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма которого является ребенок) (пункт 1 статьи 155.3 СК РФ).
Обеспечение сохранности жилых помещений осуществляется до достижения несовершеннолетним подопечным совершеннолетия.
Федеральным законом N 159-ФЗ обязанность по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими (далее - контроль) возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основными целями контроля являются содействие возврату детей в указанные жилые помещения по завершении пребывания в семье опекуна или попечителя, организации для детей-сирот и обеспечение возможности проживания в них, а также защита имущественных и жилищных прав детей-сирот.
Осуществление контроля носит комплексный характер, в каждом субъекте Российской Федерации нормативным правовым актом должен быть установлен порядок осуществления контроля (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Одной из форм контроля является организация и проведение уполномоченными органами (организациями) проверок жилых помещений детей-сирот.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации могут быть определены периодичность проведения указанных проверок, ответственный орган за проведение проверки, а также урегулированы вопросы об участии законных представителей детей-сирот.
Исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации практики, среди мер по обеспечению сохранности жилых помещений детей-сирот выделяются следующие функции законных представителей детей-сирот:
а) принимать меры по оформлению права собственности либо пользования по договору социального найма на жилое помещения ребенка в случае выявления фактов наличия оснований для возникновения такого права и отсутствия оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих указанное право (например, в случае, если в жилом помещении останется проживать исключительно несовершеннолетний, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в течение трех месяцев необходимо в обязательном порядке оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего);
б) своевременно уплачивать налоги за жилое помещение, находящееся в собственности ребенка, если жилое помещение является объектом налогообложения в соответствии с законодательством (дети-сироты не освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Согласно статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения освобождены дети-инвалиды);
в) обеспечивать эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них:
- передача жилого помещения в доверительное управление;
- передача жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма которого является несовершеннолетний подопечный, по договору поднайма с предварительного разрешения органа опеки и попечительства и согласия наймодателя и членов семьи нанимателя;
- передача жилого помещения, собственником которого является несовершеннолетний подопечный, по договору найма с предварительного разрешения органа опеки и попечительства;
г) предъявлять иски в суд об истребовании недвижимого имущества детей-сирот из чужого незаконного владения;
д) содействовать проведению ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования.
Также важным элементом в механизме обеспечения сохранности жилых помещений являются меры по недопущению образования задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты, и коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных (далее - ЖКУ) услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В некоторых субъектах Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, в том числе в виде освобождения детей-сирот от платы за ЖКУ, возмещения расходов на оплату ЖКУ посредством предоставления денежной компенсации, освобождения от задолженности по оплате ЖКУ, образовавшейся в период, когда дети-сироты не имели возможности пользоваться жилыми помещениями.
Федеральным законодательством в отношении детей-сирот не урегулировано, за счет каких средств их законные представители, включая стационарные организации для детей, производят оплату ЖКУ.
Стационарные организации для детей в целях предотвращения формирования задолженности по оплате ЖКУ могут инициировать обращение в ресурсоснабжающую организацию, суд, а также обращаться в органы опеки и попечительства за разъяснением возможных вариантов действий в рамках законодательства.
Для использования в работе предлагаются Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации работы по оплате за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальные услуги (письмо Минпросвещения России от 1 ноября 2022 г. N 07-7350, https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2023/02/a81a13af-a740-4080-b534-55182f269fbd.pdf), в которых рассматриваются, в частности, вопросы, касающиеся правового регулирования отношений по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и содержатся рекомендации по решению вопроса оплаты ЖКУ (перерасчет платы за ЖКУ, определение порядка внесения платы за ЖКУ).
По данным мониторинга Минпросвещения России при проведении органами опеки и попечительства проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных причинами выявленных нарушений прав на сохранность жилых помещений являются отсутствие в личных делах сведений об имуществе.
Порядок ведения личных дел детей-сирот, помещенных под надзор в организации для детей-сирот, установлен Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (далее - Правила).
Согласно Правилам при помещении ребенка в стационарную организацию для детей орган опеки и попечительства должен составить опись документов, хранящихся в личном деле подопечного, и акт передачи личного дела подопечного, подписанный руководителем органа опеки и попечительства и руководителем стационарной организации для детей, после чего передать документы, хранящиеся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации.
Личное дело формируется органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами.
Ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, помещенных в стационарные организации для детей, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом организации. Личное дело формируется на протяжении всего периода нахождения ребенка в организации. Ведение личного дела обеспечивает возможность учитывать все документы об имуществе ребенка, включая разрешения органов опеки и попечительства на совершение юридически значимых действий в отношении имущества ребенка, документы, подтверждающие совершение сделок, отчеты опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
При этом необходимо учитывать, что дети-сироты помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью. В соответствии с требованиями постановления N 481 стационарные организации для детей выполняют функции по содействию устройству детей на воспитание в семью и осуществляют консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) детей, в том числе по вопросам защиты прав детей, включая их имущественные права. В связи с чем документы об имуществе, содержащиеся в личном деле подопечного, является основой обеспечения защиты имущественных прав несовершеннолетнего подопечного.
В целях формирования единого подхода к ведению личных дел детей, проживающих в организациях, предоставляющих социальные услуги в стационарной и (или) полустационарной формах социального обслуживания, приказом Минтруда России от 26 июня 2023 г. N 547 утверждены Методические рекомендации по ведению личных дел детей, проживающих в организациях, предоставляющих социальные услуги в стационарной и (или) полустационарной формах социального обслуживания, которые предлагается использовать в работе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875