1. Общие положения, касающиеся обеспечения защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17 Конституции РФ).

Лица с психическими расстройствами обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами, а любые их ограничения допускаются лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленную Конституцией РФ, международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Одним из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих права детей, в том числе детей-сирот, является СК РФ.

К имущественным правам детей-сирот относятся:

- право собственности ребенка на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

- право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - право на получение жилого помещения;

- право на причитающиеся алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- по достижении 14 лет ребенок вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Защита имущественных прав детей-сирот осуществляется их законными представителями, а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Стационарные организации для детей, в которые дети-сироты помещены под надзор на основании акта органа опеки и попечительства, относятся к организациям для детей-сирот. Деятельность таких организаций должна соответствовать требованиям постановления Правительства РФ N 481.

Согласно постановлению Правительства РФ N 481, к видам деятельности организаций для детей-сирот относятся, в частности, следующие виды деятельности:

- осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

- деятельность по предупреждению нарушения имущественных прав детей;

- восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

- ведение в установленном порядке личных дел детей;

- предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;

- организация содействия устройству детей на воспитание в семью.

Таким образом, являясь законными представителями детей-сирот, стационарные организации для детей должны совершать от их имени и в их интересах юридически значимые действия, осуществлять их исключительно в интересах детей, а также обеспечивать наилучшую экономическую эффективность от использования их имущества.

1). Стационарная организация для детей совершает от имени детей-сирот, не достигших возраста 14 лет, и в их интересах все необходимые сделки, за исключением указанных в пункте 2 статьи 28 ГК РФ:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Данный перечень видов сделок не позволяет определить точный перечень всех мелких бытовых сделок, а также сделок по распоряжению средствами, предоставленными ребенку его законным представителем или третьими лицами.

Для мелкой бытовой сделки характерны определенные признаки. Это сделка, непосредственно направленная на удовлетворение потребностей гражданина (приобретение продуктов в магазине, покупка школьных принадлежностей и др.).

По смыслу ГК РФ мелкая бытовая сделка может быть совершена ребенком как на свои собственные средства, так и на средства, предоставленные ему законными представителями или третьими лицами.

2). Стационарная организация для детей дает согласие на совершение тех сделок, которые дети-сироты в возрасте от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия законного представителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (иные доходы - это доходы от личной деятельности ребенка, где источником дохода будут являться творческий, физический труд ребенка, его обучение, навыки, мастерство);

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, разрешенные малолетним детям от 6 до 14 лет.

Все остальные сделки несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, совершают собственными действиями, с письменного согласия своих законных представителей, восполняющего неполную дееспособность несовершеннолетнего.

Исходя из норм ГК РФ, СК РФ и Федерального закона N 48-ФЗ общим правилом при участии несовершеннолетних граждан в имущественных отношениях выступает необходимость получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетнего гражданина. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок и других действий (пункт 2 статьи 37 ГК РФ).

Таким образом, на сделки с имуществом несовершеннолетних подопечных предварительное разрешение органа опеки и попечительства предоставляется стационарной организации для детей в любом случае. При этом в отношении несовершеннолетних подопечных, достигших возраста 14 лет, орган опеки и попечительства выдает разрешение на то, чтобы стационарная организация для детей дала согласие несовершеннолетнему на сделку.

Учитывая, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют определенный объем дееспособности, особого внимания требуют ситуации, когда такие несовершеннолетние имеют психические расстройства, влияющие на понимание совершаемых юридических действий и их последствий.

В судебном порядке в силу психических заболеваний несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут быть признаны недееспособными в том объеме дееспособности, которым они наделены в соответствии со статьей 26 ГК РФ.

Согласно данным мониторинга Минпросвещения России в течение 2022 года численность детей-сирот с психическими расстройствами, находящихся под надзором в стационарных организациях для детей, составляла 8 241 чел., в течение 2023 года - 7 503 человек.

По состоянию на 1 июля 2024 г. в 43 субъектах РФ численность детей-сирот с психическими расстройствами, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, признанных недееспособными в судебном порядке, составляла 857 детей (на 1 июля 2023 г. - 982 детей).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации вопрос о признании гражданина, страдающего психическим расстройством, следует решать с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими. Если судом будет установлено, что гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими, в том числе и при помощи других лиц, суд вправе признать его недееспособным (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Во всех действиях в отношении несовершеннолетних первоочередное внимание должно уделяться их интересам. Целесообразность решения вопроса о необходимости признания несовершеннолетнего подопечного в возрасте от 14 до 18 лет недееспособным зависит от целей, для которых проводится данная процедура.

Признание несовершеннолетних подопечных в возрасте от 14 до 18 лет полностью недееспособными должно иметь место только в тех случаях, когда иные меры защиты их прав и законных интересов оказываются недостаточными.

Для обеспечения защиты имущественных прав несовершеннолетних подопечных уполномоченные работники организации, ответственные за оформление, ведение, учет и хранение личных дел, проверку ведения и хранения личных дел:

1) должны уметь:

- анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

- формировать личное дело несовершеннолетнего подопечного, вести и хранить его;

- выяснять мнение ребенка;

- осуществлять свои юридические возможности и обязанности;

2) должны знать:

- законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

- требования к ведению личного дела подопечного;

- приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот;

- правила формирования имущества несовершеннолетних, понимать самостоятельность (обособленность) этого имущества от имущества иных лиц;

- механизмы эффективного управления имуществом детей и применять их.

Для более углубленного изучения вопросов, связанных с защитой имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан, рекомендуется использовать Методические рекомендации по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка (письмо Минпросвещения России от 4 апреля 2023 г. N 07-1780, https://frcopeca.ru/materials/metodicheskie-rekomendacii2023/), в которых рассматриваются общие положения законодательства об участии несовершеннолетних в имущественных отношениях (глава 2 раздела 1), вопросы, касающиеся доверительного управления имуществом несовершеннолетних (глава 4 раздела 2), наследственных прав несовершеннолетних (глава 5 раздела 2) и другие.