С учетом ограничения доступа России к внешнему рынку капитала возросла роль внутренних источников финансирования развития экономики, одним из которых могут выступать сбережения граждан. При этом в России у граждан формируется базовая потребность в долгосрочных сбережениях.
В связи с этим финансовая система должна обеспечивать наличие широкого инструментария для долгосрочных сбережений и инвестиций, который отвечал бы потребностям граждан с точки зрения доходности и сохранности средств, в том числе защиты от инфляции. Такие инструменты должны быть доступны в различных сегментах финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит реализацию мер, направленных на повышение привлекательности долгосрочных вложений для различных групп инвесторов, в частности, через создание условий для развития такой линейки инструментов (вкладов, ИИС, ПДС, страховых продуктов и прочего). Кроме того, важной задачей является информирование граждан о возможностях использования таких продуктов.
Продолжится совершенствование механизма ИИС. Наряду с введением долгосрочного ИИС типа III с возможностью снятия средств с него в связи с особой жизненной ситуацией <22>, включением в перечень финансовых посредников, через которые можно открыть ИИС, управляющих компаний открытых ПИФ, будет рассмотрена возможность открытия ИИС через операторов финансовых платформ. Для обеспечения сохранности вложений на ИИС типа III в случае банкротства брокера или управляющей компании предполагается запуск механизма компенсации стоимости имущества на ИИС типа III <23>, участие в котором предполагается добровольным для лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС. Кроме того, необходимо дополнительно оценить возможность предоставления инвесторам права вывода купонного дохода и доходов от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, с ИИС типа III без потери права на налоговую льготу. При этом у инвесторов с 2025 года появится возможность выводить с ИИС типа III дивиденды без закрытия счета и потери прав на налоговые льготы <24>.
--------------------------------
<22> Ситуации, когда средства потребовались на оплату дорогостоящего лечения, перечень которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2024 N 76-р "Об утверждении перечня дорогостоящих видов лечения для целей применения пункта 9 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
<23> Законопроект N 579984-8 принят Государственной Думой в первом чтении 24.07.2024.
<24> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (законопроект N 557693-8 принят Государственной Думой в третьем чтении 17.12.2024).
Другой инструмент, запущенный в 2024 году, - ПДС, участие в которой позволяет гражданам получать ежемесячный дополнительный доход в будущем, в том числе после прекращения трудовой деятельности, или создать подушку безопасности на случай особых жизненных ситуаций. Взносы в программу формируются за счет добровольных взносов, перевода в программу пенсионных накоплений, а также за счет инвестиционного дохода от управления взносами. В целях стимулирования участия в ПДС со стороны государства предусмотрено софинансирование взносов. Банк России продолжит совместно с Правительством Российской Федерации принимать меры, направленные на привлечение граждан к участию в ПДС, в том числе планируется проработать вопрос о совершенствовании налогового регулирования ПДС.
В отношении ПДС по аналогии с продуктами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) действует механизм гарантирования, обеспечивающий до обращения за выплатами сохранность в пределах до 2,8 млн рублей добровольных взносов граждан, а после - осуществление периодических выплат по договорам долгосрочных сбережений в случаях банкротства НПФ или аннулирования его лицензии. Кроме того, по договорам долгосрочных сбережений до обращения за выплатами дополнительно в полном объеме гарантируется сохранность средств пенсионных накоплений, переведенных в ПДС, средств государственного софинансирования и доходов от их размещения. Важным фактором дальнейшего развития как ПДС, так и НПО является более активное участие работодателей в формировании корпоративных программ НПО и софинансировании взносов работников по договору долгосрочных сбережений с НПФ, что будет способствовать привлечению в ПДС и НПО большего числа работающих граждан, у которых при участии работодателей будет формироваться дополнительный доход к будущей пенсии.
На средства, внесенные на ИИС типа III и ПДС, распространяется налоговый вычет по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан. Данный налоговый вычет предоставляется в размере расходов физического лица на формирование долгосрочных сбережений (в совокупности не более 400 тыс. рублей в год), а также в размере доходов, полученных по ИИС типа III. С 2025 года он будет распространяться на договоры НПО. Планируется также проработать распространение льготы, существующей для работодателей, участвующих в формировании накоплений своих сотрудников в системе НПО, на ПДС <25>. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о возможности распространения на долгосрочные договоры страхования жизни налогового вычета на долгосрочные инвестиции.
--------------------------------
<25> Возможность учета взносов по ПДС в составе расходов на оплату труда по налогу на прибыль, освобождение взносов работодателей от обложения страховыми взносами. Кроме того, рассматривается возможность распространения на суммы взносов работодателей в пользу работников налогового вычета по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан.
На рынке страхования создаются условия для запуска с 2025 года нового продукта - долевого страхования жизни. Указанный вид страхования включает одновременно предоставление страховой защиты страхователю или лицу, в пользу которого заключен такой договор страхования, и возможность инвестирования части уплаченной страховой премии в выбранные страхователем инвестиционные паи для получения инвестиционного дохода в зависимости от их стоимости. В целях обеспечения сохранности вложенных средств с 2027 года заработает система гарантирования на рынке страхования жизни <26>.
--------------------------------
<26> Подробнее см. задачу 6 "Развитие рынка страхования" текущего направления.
Расширение розничного спроса на рынке ценных бумаг требует поддержания баланса рисков и доходности инвестиций граждан. Принимая во внимание, что на фондовом рынке преобладающая часть инвесторов предпочитает самостоятельное инвестирование при посредничестве брокеров, особое внимание будет уделяться вопросам развития и повышения инвестиционной привлекательности пассивного инвестирования, которое наиболее предпочтительно для начинающих инвесторов. К таким инструментам в том числе относятся инвестиционные паи ПИФ, которые предоставляют розничным инвесторам широкие возможности по диверсификации вложений, при этом управление активами осуществляется профессиональным управляющим в интересах инвесторов.
Наряду с повышением финансовой и инвестиционной грамотности, необходимо развивать систему доверительного управления и информировать граждан о ее возможностях, что снизит риски при инвестировании в инструменты рынка капитала. Для этого предусмотрен индивидуальный подход доверительных управляющих к интересам каждого клиента <27>. С 1 января 2025 года они смогут предлагать только стратегии доверительного управления, отвечающие персональным ожиданиям клиентов и их риск-аппетиту.
--------------------------------
<27> Указание Банка России от 28.06.2024 N 6781-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 августа 2015 года N 482-П".
В дополнение к совершенствованию законодательства по регулированию закрытых ПИФ <28> (ЗПИФ; в том числе изменение срока действия договора доверительного управления ЗПИФ, введение возможности выпуска разных классов инвестиционных паев ЗПИФ) будет разработано соответствующее нормативное регулирование.
--------------------------------
<28> Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (законопроект N 557693-8 принят Государственной Думой в третьем чтении 17.12.2024).
Помимо этого, для обеспечения эффективного управления имуществом, в том числе наследственного планирования, будет проработан вопрос о необходимости совершенствования правовых инструментов, используемых для данных целей.
Будет продолжено развитие каналов продаж гражданам стандартных инструментов рынка ценных бумаг с невысоким уровнем рисков в целях долгосрочных вложений в режиме "купил и держи" с использованием финансовых платформ. Разновидностью таких инструментов могут быть субфедеральные облигации для населения, средства от размещения которых направляются на финансирование проектов социальной и экологической направленности, что несет дополнительную ценность для инвесторов.
При этом важно обеспечить соблюдение требований в отношении предложения неквалифицированным инвесторам соответствующих ценных бумаг, а также равные возможности по использованию населением льготы по налогообложению через механизм ИИС независимо от того, как приобретаются ценные бумаги - через брокера/управляющую компанию или напрямую у эмитента через финансовую платформу.
В целях стимулирования долгосрочных сбережений в банках продолжится работа по развитию долгосрочных банковских вкладов и сберегательных сертификатов в рамках комплексной проработки вопроса привлечения длинных денег в банковский сектор, который стал особенно актуальным ввиду необходимости финансирования приоритетных трансформационных проектов. Для обеспечения привлекательности этих инструментов устранен налоговый арбитраж, возникающий между краткосрочными и долгосрочными вкладами <29>. Дополнительно планируется рассмотреть возможность наделения долгосрочных банковских инструментов повышенной страховой защитой системы страхования вкладов <30>.
--------------------------------
<29> В частности, обеспечена возможность уменьшения налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам (счетам) на сумму необлагаемого минимума в отношении каждого календарного года в рамках срока действия долгосрочного вклада, открытого на срок от 15 месяцев, при условии выплаты процентов в конце срока действия вклада.
<30> Подробнее см. задачу 4 "Участие банков в финансировании экономического развития" текущего направления.
В целях защиты прав вкладчиков также будет проработана возможность страхования средств граждан на идентифицированных электронных кошельках в банках.
Продолжится также реализация проекта по созданию в России системы жилищных сбережений, которая предоставит гражданам возможность накопления первоначального взноса на специальном счете жилищных сбережений с правом последующего заключения договора ипотечного кредита на специальных условиях. Система жилищных сбережений позволит расширить долгосрочную ресурсную базу кредитных организаций, а также повысить эффективность управления ипотечным портфелем.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875