Задача 2. Развитие рынка капитала и иных механизмов для долгосрочного финансирования экономического развития

Рынок капитала активно развивается, возрастает его роль как источника финансовых ресурсов для бизнеса наряду с банковским кредитованием. При этом существует потенциал для дальнейшего повышения его роли как источника долгового и долевого финансирования для бизнеса.

В ситуации, когда рынок капитала в основном ориентируется на внутренние ресурсы, необходимо создать условия и стимулы для направления инвестиций в первую очередь на финансирование проектов и компаний, вносящих вклад в трансформацию российской экономики, улучшение качества жизни граждан. При соответствующей информационной и образовательной поддержке это может способствовать повышению интереса отечественного частного и институционального инвестора к рынку капитала.

При этом для полноценного развития рынка капитала важно формирование как спроса, так и предложения, учитывая, что важен не только интерес инвестора, который предъявляет спрос на ценные бумаги, но и готовность компаний к привлечению средств на рынке капитала.

Хотя российский бизнес активнее использует возможности привлечения финансирования на рынке капитала, объемы привлекаемого на рынке капитала финансирования несопоставимы с объемами кредитования. Несмотря на широкий выбор финансовых инструментов, отраслевое разнообразие эмитентов, объемы ценных бумаг в свободном обращении, доступные инвесторам на российском рынке капитала, не так велики. В связи с этим для бизнеса важно разъяснять возможности рынка капитала, создавать стимулы для их использования. При этом необходимо, чтобы на рынок капитала выходили готовые к этому компании, выстроившие качественную систему корпоративного управления и раскрытия информации, понимающие ценность инвесторов и надлежащим образом исполняющие взятые на себя обязательства.

В связи с этим Банк России и Правительство Российской Федерации будут создавать условия для повышения доступности инструментов привлечения долгосрочного финансирования и удобства их использования, в том числе за счет применения цифровых технологий. При этом развитию долевого финансирования, которое, по сути, является наиболее долгосрочным, Банк России и Правительство Российской Федерации будут уделять особое внимание. В целом, для того чтобы компании были заинтересованы в диверсификации источников финансирования, важно проработать вопрос выравнивания мер поддержки, применяемых для кредитования и долевого финансирования. Текущая система мер поддержки с приоритетом субсидирования процентных ставок по кредитам создает стимулы для бизнеса к использованию именно заемного финансирования в форме кредита, таким образом, по сути, дискриминируя инструменты рынка капитала - как акции, так и облигации (подробнее см. врезку в завершение описания данной задачи).

Необходимо внедрять инструменты поддержки и повышения инвестиционного качества ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, в том числе в сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующих в создании необходимой инфраструктуры. Такими инструментами в том числе могут стать:

- предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития;

- программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций для компаний, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях и проектах, в первую очередь подпадающих под таксономию проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (далее - Таксономия <31>);

--------------------------------

<31> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603).

- налоговые льготы и субсидии для эмитентов.

В частности, целесообразно проработать вопрос смещения мер поддержки с субсидирования кредитов на поддержку долевого финансирования. Это может не только повысить привлекательность размещения акций для компаний, но и дать сигнал о значимости данного вида финансирования в числе других источников.

Уже сейчас отдельные меры поддержки оказываются компаниям - субъектам МСП, размещающим акции, облигации на бирже, а также привлекающим финансирование через краудплатформы. Продление этих мер поддержки целесообразно в первую очередь в отношении тех компаний, которые способствуют технологическому суверенитету, реструктуризации экономики и импортозамещению. Кроме того, опыт поддержки выхода субъектов МСП на рынок капитала может также использоваться, в том числе адаптироваться, для поддержки компаний, развитие которых может быть значимо для трансформации российской экономики, в частности для быстрорастущих технологических компаний и компаний с выручкой от 2 до 10 млрд рублей (МСП+).

Для сохранения устойчивой тенденции к выходу новых компаний на публичный рынок акций необходимо уделить внимание вопросам развития инструментов привлечения финансирования компаний на стадии pre-IPO, в том числе с использованием институтов внебиржевого и небанковского финансирования (например, фондов pre-IPO, инвестиционных платформ). При этом для сбалансированного развития экономики важно обеспечить сквозной характер мер поддержки, их преемственность на разных стадиях жизненного цикла компаний. Применение различного рода мер поддержки в том числе может рассматриваться для инструментов венчурного финансирования, фондов pre-IPO, размещения ценных бумаг на инвестиционных платформах, а также для ЦФА, выпускаемых в информационных системах.

Важную роль в увеличении объема инвестиций, привлекаемых в том числе компаниями, способствующими обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, могут также сыграть конвертируемые облигации. Для повышения гибкости и удобства их использования планируется совершенствование регулирования конвертируемых облигаций.

Немалую роль в развитии рынка капитала играет качество административных правил допуска на рынок финансовых инструментов (правил эмиссии). В связи с этим Банк России осуществит пересмотр одного из ключевых документов на этом направлении - стандартов эмиссии ценных бумаг, чтобы сделать их соответствующими новым экономическим и правовым реалиям.

Для формирования справедливой цены размещения и ограничения рисков волатильности на рынке немаловажными являются вопросы качества организации процесса размещения и сбалансированного состава инвесторов - как розничных, так и институциональных. В текущих условиях может дополнительно повышаться роль якорных инвесторов, участие которых может стимулировать спрос на ценные бумаги со стороны других категорий инвесторов.

Повышению спроса на ценные бумаги со стороны розничных инвесторов будет способствовать формирование и развитие существующей линейки инструментов для долгосрочных инвестиций <32> (например, запуск долевого страхования жизни, ИИС, ПДС). Интересу инвесторов к ценным бумагам, особенно на начальном этапе, могут способствовать дополнительные налоговые стимулы.

--------------------------------

<32> Подробнее см. задачу 1 "Развитие инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций для граждан" текущего направления.

С целью увеличения объемов инвестиций институциональных инвесторов (банков, страховых компаний, ПИФ, ПУРЦБ и НПФ) в ценные бумаги компаний, которые способствуют обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (на основании Таксономии), внедрено стимулирующее регулирование.

Смягчены требования по участию НПФ в первичных размещениях акций на организованных торгах <33>. Банк России дополнительно рассмотрит вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ <34> за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен). При этом соответствующие инвестиционные риски НПФ будут ограничены требованиями к их стресс-тестированию, а добросовестность принимаемых НПФ инвестиционных решений будет обеспечена требованиями к их фидуциарной ответственности. Требования к сохранности пенсионных средств и надежности таких инвестиций имеют решающее значение. Повышению заинтересованности НПФ участвовать в размещениях акций может в том числе способствовать создание для них дополнительных налоговых стимулов, в том числе в зависимости от сроков владения приобретенными акциями.

--------------------------------

<33> Указания Банка России от 22.05.2024 N 6732-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 марта 2017 года N 580-П" (в части пенсионных накоплений НПФ) и от 18.06.2024 N 6759-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 декабря 2019 года N 5343-У" (в части пенсионных резервов НПФ).

<34> Подробнее см. задачу 7 "Обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций" текущего направления.

Правительством Российской Федерации также запланированы мероприятия, стимулирующие спрос на инновации, в том числе со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием. В частности, будет проработано выделение ими средств на осуществление прямых и венчурных инвестиций, приобретение продукции российских высокотехнологичных компаний, а также создание системы покрытия рисков при внедрении инновационных решений (в том числе венчурных компаний).

Сохранение и укрепление доверия инвесторов (граждан и бизнеса) к рынку капитала является одним из ключевых факторов привлечения финансирования. Доверию на рынке капитала будут способствовать повышение прозрачности рынка, доступности достоверной информации о продуктах и услугах, а также эмитентах, выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами, обеспечение защиты прав акционеров (инвесторов), повышение качества корпоративного управления эмитентов, совершенствование дивидендных практик, добросовестное поведение и этичное ведение бизнеса посредниками. Участникам рынка, в первую очередь наименее защищенным - розничным инвесторам, должны быть понятны все процессы и процедуры, которые осуществляются на финансовом рынке. Сохраняет актуальность вопрос восстановления прав инвесторов по заблокированным активам, работа по которому будет продолжена с использованием созданных инструментов и механизмов.

Особую актуальность в контексте обеспечения доверия на рынке капитала приобретает защита прав миноритарных акционеров, к которым относятся не только частные, но и институциональные инвесторы, а также повышение прозрачности для инвесторов условий проведения IPO, в том числе информирование об условиях аллокации, периоде, в течение которого владельцы обязуются не продавать приобретенные ими акции (lock-up период).

Для поддержания доверия принципиально важным является наличие качественной, достоверной информации. Поэтому важно раскрытие такой информации эмитентами ценных бумаг. Целесообразно обеспечить инвесторов актуальной информацией (в том числе прогнозной) для оценки перспектив развития компаний, принятия обоснованных инвестиционных решений для целей долгосрочного инвестирования. В особенности это значимо для инвестиций в компании, которые впервые выходят на публичный рынок и привлекают денежные средства для развития и расширения деятельности. В текущих условиях для обеспечения информационной эффективности рынка капитала оптимальным представляется раскрывать информацию об оценках справедливой стоимости эмитента и выпускаемых финансовых инструментов, а при осуществлении самой оценки - прозрачно и детально описывать производимые расчеты, раскрывать модели и исходные предположения. Банк России дополнительно оценит целесообразность введения новых требований в этой сфере.

Повышению информационной прозрачности также будет способствовать наличие доступных рыночных индикаторов и статистических данных, независимой оценки (рейтингов). Наличие качественной информации и независимой оценки способствует развитию внутреннего ценообразования, расширяет возможности российских участников рынка по выбору оптимальных параметров заключаемых сделок.

С учетом расширения практики IPO на российском рынке капитала повышается актуальность развития инфраструктуры рынка (организаторов размещения, андеррайтеров, консультантов), которой отводится существенная роль по обеспечению качества процессов публичного размещения акций. На рынке капитала должны сформироваться лучшие стандарты поведения его участников в целях стимулирования инвестиционного спроса, а также расширения практики использования публичных размещений как инструмента привлечения инвестиций.

Будет продолжена работа по созданию условий для развития российских администраторов финансовых и товарных индикаторов, обеспечивающих формирование объективной и достоверной рыночной информации. Намечены как расширение линейки индикаторов финансового и товарного рынков, так и принятие нормативного регулирования, в рамках которого будут установлены требования к деятельности администраторов индикаторов, в том числе к составлению и представлению отчетности администратора индикаторов, раскрытию информации и иные требования, а также определен перечень сведений, содержащихся в реестре администраторов индикаторов, ведение которого будет осуществляться Банком России.

Наличие достоверной и своевременной статистики по финансовому сектору и экономике в целом, которая востребована как бизнесом, так и государством, также способствует формированию единого информационного пространства для выработки оптимальных решений. Направления совершенствования статистики, формируемой Банком России, публикуются в Программе развития статистической деятельности Банка России.

Планируется и далее развивать национальную рейтинговую индустрию, уделяя особое внимание прозрачности рейтинговой деятельности. С указанной целью создан публичный рейтинговый репозитарий <35>, а также разрабатываются дополнительные требования к раскрытию кредитным рейтинговым агентством кредитных рейтингов и прогнозов по ним, что обеспечит пользователям кредитных рейтингов доступ к более полному обоснованию рейтингового действия, включая раскрытие оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица.

--------------------------------

<35> Открытая база данных, разработанная Банком России, содержащая информацию о присвоенных кредитными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам. База данных доступна на сайте Банка России с 08.07.2024.

Учитывая запрос рынка, в том числе инвесторов и рейтингуемых лиц, на законодательном уровне предлагается предусмотреть возможность присвоения кредитным рейтинговым агентством кредитного рейтинга без распространения информации о нем неограниченному кругу лиц, а также без предоставления информации о нем иным лицам, кроме определенных договором об осуществлении рейтинговых действий (институт частных кредитных рейтингов).

Кроме того, перспективы развития российской рейтинговой индустрии могут быть связаны как с заинтересованностью иностранных компаний в получении кредитных рейтингов по международным шкалам российских кредитных рейтинговых агентств, так и с расширением использования кредитных рейтингов российских кредитных рейтинговых агентств в регулировании и (или) деловой практике иностранных партнеров (прежде всего на пространстве ЕАЭС).

Банк России также сконцентрирует усилия на вопросах развития товарных торговых систем, что будет способствовать развитию внутреннего ценообразования, системы национальных товарных индикаторов, а также созданию условий для совершенствования товарных систем, предлагающих удобные сервисы по доступу на организованные торги и получению информации о ценах, в целях развития добросовестной конкуренции с биржами, вовлечения участников товарного рынка на организованные торги, в том числе развития производных финансовых инструментов (ПФИ). Банк России обеспечит повышение доступности и привлекательности организованного товарного рынка для субъектов МСП, расширение линейки товарных групп, обращение которых осуществляется на организованных торгах.

В условиях структурной трансформации российской экономики возрастает роль ПФИ как эффективного инструмента управления рисками (хеджирования). В этой связи продолжится реализация комплекса мер по развитию рынка ПФИ, в том числе выработка сбалансированных условий, при которых у отдельных участников рынка будет возникать обязанность централизованного клиринга внебиржевых ПФИ, расширение спектра допустимых для ПФИ базисных активов, определение правил предоставления информации о ПФИ наименее опытным участникам рынка и иные меры.

В связи с постепенной переориентацией торговых потоков на дружественные страны требуется развитие рынка валютных ПФИ на валюты этих стран, для чего, в свою очередь, необходимо установление новых связей с финансовыми системами (в том числе с регуляторами) стран-партнеров Азиатского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки, а также создание работающей системы платежей и расчетов в валютах дружественных стран.

Наряду с развитием традиционного рынка капитала в изменившихся условиях, может усилиться роль партнерского финансирования как еще одного способа финансирования экономического развития, а также повышения благосостояния населения. Для развития этого направления финансовой деятельности с 1 сентября 2023 года с горизонтом 2 года запущен эксперимент на территориях отдельных субъектов Российской Федерации <36>. Эксперимент поможет оценить масштабы востребованности этих финансовых инструментов у участников рынка и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. Кроме того, проведение эксперимента направлено на установление контактов с финансовыми институтами стран, где такие финансовые инструменты и механизмы уже активно развиваются. В 2025 году Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации оценит эффективность и результативность проведения эксперимента, а также необходимость внедрения специального регулирования в российское законодательство.

--------------------------------

<36> Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Республика Дагестан.

Не менее важно развитие партнерских отношений бизнеса и государства для привлечения инвестиций в социально значимые проекты через использование концессионных соглашений, соглашений о государственно- и муниципально-частном партнерстве.

Более активному развитию проектного финансирования в среднесрочной перспективе будет способствовать расширение возможностей участия в нем институтов развития. При этом необходимо предусмотреть автоматические механизмы докапитализации институтов развития (в том числе в рамках поддержания их статуса организаций государственного сектора как необходимого условия для сохранения особого регулирования по требованиям банков к ним), а государству - учесть потребности в такой докапитализации при планировании расходов федерального бюджета. Так, эффективным может стать создание транспарентного механизма так называемого утвержденного капитала <37> институтов развития. Схожий механизм разработан в отношении ВЭБ.РФ. Данный опыт может быть использован при создании механизма для остальных институтов развития. Дополнительно институтам развития необходимо усилить среднесрочное прогнозирование консолидированных показателей деятельности, включая капитал, нормативы финансовой устойчивости, не только в целях выявления потребности в докапитализации (иных мер государственной поддержки), но и для расширения деятельности в перспективе. Применение методов стресс-тестирования также может способствовать более четкому пониманию потребности институтов развития в капитале.

--------------------------------

<37> Утвержденный капитал - часть уставного капитала института развития, которая формируется за счет субсидий из федерального бюджета и последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации при достижении институтом развития триггерных значений обязательных нормативов (показателей) финансовой устойчивости.