Задача 4. Участие банков в финансировании экономического развития

На среднесрочном горизонте банковский сектор, как наиболее крупный сегмент российского финансового рынка, продолжит играть ключевую роль в финансировании трансформации российской экономики. Важно, чтобы у банков были достаточные ресурсы (капитал и источники долгосрочного фондирования) для финансирования экономического развития и при этом риски были бы ограниченными и хорошо управляемыми.

В 2023 году Банк России внедрил риск-чувствительное стимулирующее регулирование для поддержки кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики в рамках Таксономии. Теперь банки с универсальной лицензией могут кредитовать проекты, соответствующие Таксономии, с меньшей нагрузкой на капитал <42>, что делает такие кредиты для них более привлекательными и расширяет возможности по финансированию проектов ТС и САЭ. В 2024 году стимулы были расширены <43>. Теперь их можно применять при рефинансировании кредитов на проекты, соответствующие критериям ТС и САЭ, а инвестор может не участвовать собственными средствами в проектах высокого и максимального качества, реализуемых в рамках проектного финансирования (ранее требовалось участие не менее 20%). Дополнительно были смягчены условия применения такого регулирования для отдельных крупных проектов ТС и САЭ, реализуемых через механизм концессионных соглашений, учитывая их низкий риск и высокую важность для экономики. При этом полностью реализовать потенциал стимулирующего регулирования возможно только при наличии достаточного количества соответствующих Таксономии проектов с приемлемым для банков уровнем риска. Особого внимания также требуют вопросы повышения информированности банков и компаний о программе стимулирующего регулирования ТС и САЭ, что позволит оперативно выявлять и корректно структурировать проекты в приоритетных отраслях экономики.

--------------------------------

<42> Снижение нагрузки на капитал может составлять от 10 до 70% от стандартной величины кредитного риска по ссуде в зависимости от категории проекта и кредитного качества ссуды, определяемого в том числе с помощью национальных кредитных рейтингов. При этом риски банков ограничены, так как допустимое снижение нагрузки для каждого банка лимитировано его среднегодовой прибылью и долей 5 - 10% от капитала (в зависимости от соблюдения надбавок к нормативам достаточности капитала). С момента запуска программы в реестр проектов, для которых могут применяться стимулы, уже внесены проекты общей стоимостью около 1 трлн рублей, в том числе по таким направлениям, как строительство инфраструктуры, атомная промышленность и производство аккумуляторов для электромобилей.

<43> Банк России расширяет стимулирующее регулирование для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации.

Расширению потенциала этой меры и повышению эффективности механизмов финансирования проектов ТС и САЭ может способствовать комплексный подход, при котором стимулирующее банковское регулирование будет применяться совместно с мерами государственной поддержки. Такой подход будет способствовать достижению синергетического эффекта, при котором одновременно будут применяться регуляторные стимулы и меры финансовой поддержки, что в итоге позволит реализовать больше приоритетных проектов. Банк России продолжит осуществлять мониторинг применения стимулирующего банковского регулирования, что позволит оценить эффективность разработанного регулирования и донастроить его в случае необходимости.

Банк России планирует распространить действие стимулирующего регулирования на вложения кредитных организаций в облигации ТС и САЭ (сейчас только кредиты), а также на финансирование наиболее важных проектов устойчивого развития <44> (в форме как кредитов, так и облигаций). Планируется также льготное (в сравнении с корпоративными облигациями) включение облигаций по проектам ТС и САЭ, а также облигаций устойчивого развития в состав высоколиквидных активов при расчете нового национального норматива краткосрочной ликвидности (ННКЛ), что, в свою очередь, может способствовать повышению их ликвидности. Дополнительно будет проработан вопрос о выделении облигаций по проектам ТС и САЭ в отдельный класс облигаций по аналогии с "зелеными" и социальными. Кроме того, планируется проработать вопрос включения ЦФА в перечень инструментов финансирования проектов ТС и САЭ, выделение их в отдельный класс - ЦФА ТС и САЭ и распространение на ЦФА ТС и САЭ банковского риск-чувствительного стимулирующего регулирования.

--------------------------------

<44> Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 N 1587 "Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации".

Банк России проработает вопрос возможности учета положений концессионных соглашений для целей регулирования, в том числе при расчете нормативов, формировании резервов кредитных организаций, что расширит потенциал для финансирования важных для экономики проектов, реализуемых в рамках концессий, которые бизнес развивает при прямой поддержке государства.

В то же время финансирование крупных проектов и компаний не должно приводить к росту избыточных рисков концентрации в банковском секторе, которые могут ставить под угрозу финансовое положение крупнейших игроков и всю финансовую систему. В связи с этим Банк России подготовил предложения по снижению рисков кредитной концентрации без ущерба потенциалу кредитования <45>. Новации также будут способствовать более справедливому ценообразованию на рынке кредитов и облигаций для всех участников рынка.

--------------------------------

<45> Доклад для общественных консультаций "Регулирование рисков кредитной концентрации". Подробнее см. блок "Банковское регулирование" задачи 7 "Обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций" текущего направления.

Банк России будет содействовать развитию правовых и операционных механизмов, способствующих диверсификации кредитного риска внутри банковского сектора, а также между банками и другими участниками финансового рынка. В качестве механизмов управления рисками и выхода на целевые значения нормативов предлагается внедрение "оранжевой зоны" соблюдения нормативов концентрации, развитие синдицированного кредитования.

На площадке недавно образованного Комитета по стандартам деятельности кредитных организаций <46> (далее - Комитет по стандартам) планируется в 2025 году оценить перспективы проработки стандарта синдицированного кредитования. Это потенциально позволит расширить круг инвесторов и может быть рассмотрено как основание для предоставления регуляторных стимулов (учет в ликвидности для целей расчета ННКЛ).

--------------------------------

<46> Создан Комитет по стандартам деятельности кредитных организаций.

Снижение концентрации кредитного риска и существенное расширение возможностей банковского сектора по кредитованию крупнейших проектов и компаний (и, соответственно, достижение целей по трансформации экономики) может быть достигнуто через покрытие части риска государством и институтами развития путем предоставления банкам гарантий и поручительств надлежащего качества.

Возможности банков участвовать в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов подчас ограничены, учитывая, что значительная часть их пассивов - краткосрочная или до востребования. В целях создания условий для формирования в банковском секторе долгосрочных источников фондирования ведется работа по совершенствованию системы страхования вкладов. Для удлинения банковских пассивов планируется увеличить лимит страхового возмещения (до 2,8 млн рублей - по безотзывным сберегательным сертификатам в рублях от 3 лет; до 2,0 млн рублей - по долгосрочным рублевым вкладам от 3 лет и безотзывным сберегательным сертификатам в рублях от 1 до 3 лет; до 30 млн рублей - по каждому виду счета эскроу для покупки жилья) и дифференцировать ставки отчислений в Фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ) в зависимости от вида, срочности и валюты вклада. Это сделает долгосрочные вклады более привлекательными для клиентов, позволит банкам повысить их доходность и будет способствовать притоку устойчивых долгосрочных пассивов для финансирования экономики.

Продолжится работа по развитию пропорционального регулирования. В частности, планируется донастроить макропруденциальное регулирование для СЗКО и остальных банков, совершенствовать методику определения СЗКО и установления дифференцированных надбавок за системную значимость к нормативам достаточности капитала. Банки с базовой лицензией (ББЛ) будут допущены к участию в программе стимулирующего регулирования проектов ТС и САЭ и проектов устойчивого развития. Это позволит таким банкам использовать установленные по таким проектам пониженные риск-веса и снижать нагрузку на капитал при кредитовании приоритетных проектов наравне с банками с универсальной лицензией. Во взаимодействии с банковским сообществом планируется расширение возможностей ББЛ по инвестированию в ценные бумаги <47>: они смогут совершать сделки с ценными бумагами любой биржи, включенными в котировальные списки первого и второго уровня, и отчуждать учитываемые на балансе ценные бумаги, с которыми они не вправе работать, без ограничения по срокам отчуждения. Эти изменения будут положительно влиять на рост потенциала малых банков.

--------------------------------

<47> В случае предоставления ББЛ права работать с ценными бумагами из второго уровня им, в частности, станут доступны более 300 выпусков облигаций российских эмитентов на МосБирже.