В России продолжается ускоренное внедрение платформенных решений в различных отраслях, растет популярность экосистемной бизнес-модели. В целом российская платформенная индустрия подтвердила свою роль в структурной трансформации экономики, отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование экономической и технологической независимости страны.
Неотъемлемой частью экосистем стали финансовые продукты, с использованием которых формируется единый бесшовный клиентский сценарий как для потребителей, так и для поставщиков. Это создает множество позитивных эффектов для граждан и бизнеса, повышает доступность продуктов и услуг, улучшает качество сервисов. В то же время ведущие экосистемы, сформированные на базе крупнейших банков и технологических компаний, начинают играть в российской экономике роль критически значимой инфраструктуры, на которой строится процесс реализации товаров и услуг.
Тенденции в развитии платформенной экономики показывают, что выработка подходов к регулированию платформ и экосистем сохраняет свою актуальность в текущих условиях. Введение регулирования экосистем должно происходить таким образом, чтобы сохранить для граждан и бизнеса все преимущества их развития, но при этом ограничить связанные с ними риски, в том числе риски злоупотребления доминирующим положением, риски в сфере финансовой стабильности, и обеспечить защиту прав поставщиков и потребителей. Банк России отмечает специфические риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки непрофильного бизнеса, риск информационной безопасности.
Банк России считает, что необходимо продолжить разработку подходов к регулированию платформенного и экосистемного бизнеса. Такое регулирование не должно создавать барьеры процессам структурной трансформации и цифровизации экономики. Скорость внедрения регулирования должна зависеть от уровня платформизации конкретного сектора, его социальной и экономической значимости. Оно должно базироваться на принципе пропорциональности в зависимости от масштаба бизнеса и потенциальных рисков, то есть к крупнейшим участникам должно предъявляться больше требований. При разработке регулирования крупных экосистем предлагается исходить из приоритетности следующих направлений: системного мониторинга финансовых рисков небанковских экосистем, введения требований к операционной надежности экосистем, обеспечения справедливых правил доступа и работы в экосистемах для потребителей и поставщиков, защиты их прав и интересов. При этом необходимо обеспечить единые правила и требования независимо от того, формируются ли экосистемы на базе банков или технологических компаний.
В связи с быстрым развитием государственных платформенных сервисов для участников рынка повышается актуальность водораздела с государственными платформами: бизнесу нужна прозрачность и предсказуемость политики государства в этом вопросе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875