Задача 3. Регулирование экосистем

В России продолжается ускоренное внедрение платформенных решений в различных отраслях, растет популярность экосистемной бизнес-модели. В целом российская платформенная индустрия подтвердила свою роль в структурной трансформации экономики, отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование экономической и технологической независимости страны.

Неотъемлемой частью экосистем стали финансовые продукты, с использованием которых формируется единый бесшовный клиентский сценарий как для потребителей, так и для поставщиков. Это создает множество позитивных эффектов для граждан и бизнеса, повышает доступность продуктов и услуг, улучшает качество сервисов. В то же время ведущие экосистемы, сформированные на базе крупнейших банков и технологических компаний, начинают играть в российской экономике роль критически значимой инфраструктуры, на которой строится процесс реализации товаров и услуг.

Тенденции в развитии платформенной экономики показывают, что выработка подходов к регулированию платформ и экосистем сохраняет свою актуальность в текущих условиях. Введение регулирования экосистем должно происходить таким образом, чтобы сохранить для граждан и бизнеса все преимущества их развития, но при этом ограничить связанные с ними риски, в том числе риски злоупотребления доминирующим положением, риски в сфере финансовой стабильности, и обеспечить защиту прав поставщиков и потребителей. Банк России отмечает специфические риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки непрофильного бизнеса, риск информационной безопасности.

Банк России считает, что необходимо продолжить разработку подходов к регулированию платформенного и экосистемного бизнеса. Такое регулирование не должно создавать барьеры процессам структурной трансформации и цифровизации экономики. Скорость внедрения регулирования должна зависеть от уровня платформизации конкретного сектора, его социальной и экономической значимости. Оно должно базироваться на принципе пропорциональности в зависимости от масштаба бизнеса и потенциальных рисков, то есть к крупнейшим участникам должно предъявляться больше требований. При разработке регулирования крупных экосистем предлагается исходить из приоритетности следующих направлений: системного мониторинга финансовых рисков небанковских экосистем, введения требований к операционной надежности экосистем, обеспечения справедливых правил доступа и работы в экосистемах для потребителей и поставщиков, защиты их прав и интересов. При этом необходимо обеспечить единые правила и требования независимо от того, формируются ли экосистемы на базе банков или технологических компаний.

В связи с быстрым развитием государственных платформенных сервисов для участников рынка повышается актуальность водораздела с государственными платформами: бизнесу нужна прозрачность и предсказуемость политики государства в этом вопросе.