В течение 2024 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 50 энергоблоках 12 атомных станций эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" и эксплуатирующей организации АО "Сибирский химический комбинат", на которых:
1 энергоблок имеет лицензию на размещение (энергоблок N 1 Якутской атомной станции малой мощности, п. Усть-Куйга, Усть-Янский улус);
42 энергоблока имеют лицензии на эксплуатацию, из них 34 энергоблока находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности, 8 энергоблоков находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (блоки N 1 и N 2 Белоярской АЭС, блок N 3 Нововоронежской АЭС, блок N 1 Билибинской АЭС, блоки N 1 и N 2 Ленинградской АЭС, блоки N 1 и N 2 Курской АЭС);
5 энергоблоков находятся в стадии сооружения (блоки N 1 и N 2 Курской АЭС-2, блоки N 3 и N 4 Ленинградской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-ЗОО);
2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (блоки N 1 и N 2 Нововоронежской АЭС).
Кроме того, Ростехнадзор осуществляет регулирование безопасности 6 энергоблоков Запорожской АЭС.
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) за 9 месяцев 2024 года проведено инспекций и мероприятий по контролю атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации - 2 441 (2 430) (здесь и далее в скобках указаны данные за 9 месяцев 2023 года), из них плановых проверок - 46 (49), внеплановых проверок 116 (107), в режиме постоянного надзора было проведено 2 279 (2 274) мероприятий по контролю.
Выявлено 146 (163) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 53 (36) раза применялись административные санкции, из них 35(16) - штрафы и 18 (20) - предупреждения. Административные штрафы накладывались на юридические лица 6 (1) раз, на должностных лиц 29 (15) раз. Наложено штрафов на общую сумму 1 502 (512) тыс. руб. В 12 (20) случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора за 10 месяцев 2024 года были организованы и проведены:
1 плановая выездная проверка (комплексная инспекция) Билибинской АЭС (по результатам проверки выявлено 27 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 15 нарушений устранены в ходе проверки, выдано предписание на устранение 12 нарушений, наложены административные штрафы на юридическое лицо в размере 300 тыс. руб. и на должностное лицо в размере 20 тыс. рублей);
1 плановая выездная проверка (комплексная инспекция) Балаковской АЭС (по результатам проверки выявлено 29 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 9 нарушений устранены в ходе проверки, выдано предписание на устранение 20 нарушений, наложены административные штрафы на юридическое лицо в размере 300 тыс. руб. и на должностное лицо в размере 20 тыс. руб.);
1 плановая выездная проверка (комплексная инспекция) Ростовской АЭС (по результатам проверки выявлено 33 нарушения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 17 нарушений устранены в ходе проверки, выдано предписание на устранение 16 нарушений, наложены административные штрафы на юридическое лицо в размере 300 тыс. руб. и на должностное лицо в размере 20 тыс. руб.).
Сведения о проведенных проверках в рамках компетенции Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора внесены в автоматизированную систему "Единый реестр проверок".
Проведенный за 9 месяцев 2024 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии являются:
несоответствие отчета по обоснованию безопасности атомных станций (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность атомной станции, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте атомной станции, и реализацией проекта атомной станции в части отдельного оборудования). Нарушение пункта 1.2.8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. N 522. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
невыполнение программ обеспечения качества при эксплуатации АЭС в части управления документацией, соблюдения условий действия лицензий. Нарушение пункта 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
В связи с высокой потенциальной опасностью объектов поднадзорных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при выработке регулирующих решений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае обнаружения риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда) указанные типовые нарушения относятся к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.
Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01 <1> не было. За 9 месяцев 2024 года произошло 28 нарушений в работе энергоблоков атомных станций, классифицированных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), утвержденными постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3, что на 3 нарушения меньше, чем за аналогичный период 2023 года (31 нарушение). По результатам проведенных расследований нарушений эксплуатирующей организацией выпущены и представлены в Ростехнадзор отчеты.
--------------------------------
<*> П01 - категория происшествия, признаком которого является поступление в помещение (помещения) постоянного пребывания персонала, на площадку АС или в окружающую среду радиоактивных веществ, произошедшее из-за отказов систем (элементов), недостатков эксплуатационных процедур, неправильных действий персонала (в соответствии с категорированием нарушений в работе АЭС, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), утвержденными постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3).
За 9 месяцев 2024 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875