Надзор в отношении радиационно опасных объектов

В сфере надзора за радиационно опасными объектами находятся:

а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);

б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:

технологические и медицинские облучательные установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники;

в) пункты хранения радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:

специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в отделениях и филиалах ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды" (далее - ФГУП "РАДОН"), в филиалах Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный экологический оператор" (далее - ФГУП "ФЭО"), пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункты захоронения твердых радиоактивных отходов в филиалах ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "НО РАО");

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.

За 9 месяцев 2024 года в рамках надзора за радиационной безопасностью на радиационно опасных объектах проведено 1 832 (1 893) проверки (инспекции), из них плановых проверок - 468 (484), внеплановых проверок - 453 (358), в рамках режима постоянного государственного надзора - 911 (998). При проведении 145 (140) проверок было выявлено и предписано к устранению 479 (362) правонарушений, из них 261 (184) - в ходе плановых проверок, 151 (157) - в ходе внеплановых проверок, 4 (21) - в рамках режима постоянного государственного надзора.

Характерными нарушениями требований норм и правил в области использования атомной энергии за отчетный период являются:

нарушения, связанные с организацией и проведением радиационно опасных работ, в том числе проведением производственного контроля;

нарушения требований к подготовке и допуску персонала к проведению радиационно опасных работ;

несоблюдение установленных сроков обучения, проверок знаний, получения разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;

несоблюдение требований к безопасному хранению радиоактивных отходов. Хранение контейнеров с РАО в местах, не предусмотренных проектной и эксплуатационной документацией пункта хранения;

нарушения, связанные с контролем состояния оборудования при его эксплуатации;

нарушения требований нормативных документов к содержанию и форме документов (инструкций, положений и т.п.), разработанных для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);

несоблюдение требований к содержанию программ обеспечения качества;

нарушение порядка передачи и оформления информации о нарушениях в работе радиационно-опасных объектов;

эксплуатация радиационных источников после завершения назначенного (проектного) или продленного срока эксплуатации.

Непосредственными причинами, приведшими к нарушениям, являются:

ошибки организации работ, низкое качество организации работ при эксплуатации ОИАЭ;

несовершенство системы ресурсного обеспечения работ (дефицит персонала, дефицит материальных и финансовых средств);

несовершенство системы подготовки персонала (слабое знание работниками должностных функций, процедур выполнения условий действия лицензий, разработки программы обеспечения качества; несовершенство системы подготовки персонала и допуска к проведению работ, установленной в организациях);

несовершенство системы обращения с документацией (некорректность разработанных процедур контроля, проведения работ и разработки внутренних локальных документов, поддержания разработанной документации в актуальном состоянии);

отсутствие должного контроля и внимания со стороны руководства поднадзорных предприятий за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц.