КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Унифицирован национальный режим в закупках для государственных нужд и закупках юридических лиц (01.01.2025)

При осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих:

- запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

- ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

- преимущество в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Если иное не предусмотрено указанными мерами, то положения, касающиеся российских товара, работы, услуги, применяются также в отношении иностранных товара, работы, услуги. Принятие Правительством РФ указанных мер допускается в случаях, при которых международным договором предусматривается возможность непредоставления национального режима иностранным товару, работе, услуге.

При этом установлен ряд особенностей в отношении закупок для госнужд и закупок юридических лиц. Например, в Законе о закупках юридических лиц закреплен запрет на перемену подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлен запрет закупок работ, услуг.

Установлены, в частности, следующие требования:

- при введении запрета закупки иностранного товара не допускается заключение договора (контракта) на поставку такого товара, а также замена в ходе исполнения договора (контракта) товара на иностранный товар;

- при введении ограничения закупки иностранного товара не допускается заключение договора (контракта) на поставку такого товара, если на участие в закупке подана и признана соответствующей установленным требованиям заявка с предложением о поставке российского товара;

- при установлении преимущества в отношении российского товара предусматривается снижение на 15% ценового предложения, поданного участником закупки, предлагающим к поставке только российский товар, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора (в случае заключения договора с указанным участником закупки договор заключается без учета снижения либо увеличения ценового предложения).

По итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в ЕИС размещается отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг, который формируется путем обработки содержащейся в ЕИС информации, включенной в реестр договоров (контрактов), заключенных заказчиками по результатам закупки, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС. В случаях, при которых отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг не подлежит размещению в ЕИС, заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, составляет и направляет такой отчет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Национальный режим не применяется при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами внешней разведки и органами федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности государства, при закупках органами государственной охраны для реализации мер по государственной охране, при закупках войсками нацгвардии для выполнения задач по участию их в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ) и иных лиц.

Ряд положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках юридических лиц в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения о которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо договоры (контракты) с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при которых заключены с 1 января 2025 года.

Положения о закупках, не соответствующие новым требованиям, касающимся национального режима при закупках отдельными видами юридических лиц, по состоянию на 1 января 2025 года, считаются не размещенными в ЕИС.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 введены меры по предоставлению национального режима в закупках для государственных нужд и закупках юридических лиц.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875; Приказ Минфина России от 08.10.2024 N 149н; Письма Минпромторга России от 04.02.2025 N ШВ-11731/11 и от 15.05.2025 N 53728/12; Письмо Минздрава России от 14.03.2025 N 25-3/2469; Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697)

В отдельных случаях контракт с единственным поставщиком может заключаться без использования ЕИС, электронной площадки, специализированной электронной площадки (01.01.2025)

В случаях закупки у единственного поставщика допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Также в отдельных случаях контракт заключается в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При включении информации и документов о контракте, заключенном в указанном порядке, в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона о контрактной системе, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.

При заключении контракта с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных пунктами 1, 8, 22 и 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе формировать содержащиеся в проекте контракта информацию и документы без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки.

С 1 января до 31 марта 2025 года включительно заказчики вправе применять указанные положения, за исключением отдельных закупок.

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Расширяется перечень случаев, в которых госконтракт может быть заключен без соблюдения основных требований к контракту (01.01.2025)

К таким случаям отнесены, в частности:

- закупки при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения или ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи;

- заключение контракта управления многоквартирным домом управляющей компанией;

- заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

Уточнено, что контракты могут быть заключены только в письменной форме.

Также расширяется перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон. Например, к таким случаям отнесено заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в целях выполнения работы по мобилизационной подготовке, обеспечения деятельности объектов государственной охраны, обеспечения органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, оказания услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.

В реестр контрактов, заключенных заказчиками, теперь должна включаться информация о физическом лице - поставщике культурных ценностей и физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Ранее в отношении этих лиц было предусмотрено исключение.

Уточняются положения, касающиеся включения Казначейством России в реестр контрактов отдельных информации и документов.

Расширяется перечень случаев, в которых информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, не размещаются на официальном сайте ЕИС.

Уточняется, что не подлежит оплате контракт, если контракт (с прилагаемыми документами при их наличии) или копия заключенного контракта, соглашение об изменении контракта (при наличии) не включены в реестр контрактов либо если информация о контракте, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением такого контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), об изменении такого контракта не включена в отдельный реестр контрактов. Указанное положение не применяется к контрактам, заключенным по 30 июня 2026 года включительно в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Определены особенности заключения в 2025 году с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Предусмотрено, что в 2025 году закупка, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, может осуществляться для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ или заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ, путем проведения совместного электронного конкурса с учетом установленных особенностей.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 484-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 N 174; Информационное письмо Минфина России от 18.02.2025 N 24-01-10/15030)

Определен порядок составления, подписания и направления соглашений об изменении условий контракта и о расторжении контракта для иностранного лица, у которого отсутствует квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (01.01.2025)

До признания в соответствии с Законом об электронной подписи электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи в случае отсутствия у участника закупки, являющегося иностранным лицом, зарегистрированным на территории такого иностранного государства, квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре, составление, подписание и направление указанных соглашений производится без использования усиленных электронных подписей и ЕИС.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 624-ФЗ)

Расширяется перечень заказчиков, которые могут применять закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (01.01.2025)

Закрытые конкурентные способы применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг:

- Госкорпорацией "Роскосмос", подведомственными ей учреждениями и предприятиями. Перечень подведомственных Госкорпорации "Роскосмос" учреждений и предприятий, утверждается Правительством РФ.

- заказчиками за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций, заключенных в соответствии с бюджетным законодательством и содержащих условие о применении закрытых конкурентных способов при закупках за счет указанных средств;

- заказчиками за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций, заключенных в соответствии с бюджетным законодательством с заказчиками, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе;

- государственными, муниципальными бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами от лица заказчиков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе, в пределах переданных полномочий.

Указанные положения применяются к отношениям, связанным с закупками, приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2025 года.

Предусмотрено, что указанные заказчики не размещают на официальном сайте ЕИС информацию и документы о таких контрактах, содержащиеся в реестре контрактов. При этом информация и документы, включенные или подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при указанных закупках, извещения о которых размещены в ЕИС до 1 января 2025 года, закупках, в отношении которых контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключены до 1 января 2025 года, не размещаются на официальном сайте ЕИС после внесения в такой реестр изменений.

Уточняются особенности закупок юридическими лицами за счет бюджетных средств, а также акционерными обществами, 100% акций которых принадлежит субъекту РФ.

Также установлено, что закрытые конкурентные способы будут применяться в случаях закупок МВД России и Росрезервом.

Уточняется порядок передачи Казначейству России полномочий по контролю в сфере закупок, осуществляемых финансовыми органами на региональном и муниципальном уровнях власти, а также органами управления государственными внебюджетными фондами. В частности, исключается необходимость заключения специальных соглашений с Казначейством России, в случае если оно уже осуществляет отдельные функции указанных органов (по их обращениям).

(Федеральные законы от 29.05.2024 N 124-ФЗ и от 08.08.2024 N 318-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740; Информационное письмо Минфина России от 20.02.2025 N 24-01-06/16146)

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (01.01.2025)

Отдельные изменения направлены на реализацию Федерального закона от 29.05.2024 N 124-ФЗ.

Также, в частности, закреплена обязанность применения заказчиками кода позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предусмотрена возможность доступа отдельным органам к информации, сформированной на основе содержащихся в реестре независимых гарантий информации и документов о независимых гарантиях. Представление к такой аналитической информации допускается в части закупок, в отношении которых по состоянию на момент такого представления наступила дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Предусмотрено информационное взаимодействие ЕИС с информационной системой Банка России и информационными системами гарантов.

Установлена возможность обжалования с помощью ГИС "Независимый регистратор":

- действий (бездействия) заказчика, комиссии по закупке при рассмотрении запросов о предоставлении документации о закупке (при проведении закрытых электронных процедур);

- действий (бездействия) банков, госкорпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, совершенных при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Действия (бездействие) участников контрактной системы в ЕИС, на электронных площадках фиксируется путем автоматического сбора, протоколирования, хранения, обобщения, систематизации и обработки информации в том числе о действиях (бездействии), совершаемых в ЕИС при формировании в ЕИС информации, в соответствии с которой перечисляются денежные средства в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

До 1 января 2026 года приостановлено действие подпункта "б" пункта 15 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, в части формирования метки доверенного времени.

(Постановление Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740)

В отношении проектов соглашений об изменении условий контрактов будут проводиться проверки соответствия источника финансирования и непревышения предельных размеров аванса (01.01.2025)

Речь идет о проектах соглашений об изменении условий контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, извещения о которых размещены в ЕИС, приглашения принять участие в которых направлены с 1 января 2025 года, и контрактов, заключенных с 1 января 2025 года с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определенными федеральными и региональными заказчиками и лицами, при условии наличия соглашений о передаче полномочий по контролю Казначейству России.

(Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60)

Возобновляют действие отдельные положения Правил ведения реестра контрактов (01.01.2025)

С 1 января 2025 года:

- в реестр включается контракт, заключаемый с единственным поставщиком с использованием ЕИС в соответствии с частью 14 статьи 93 Закона о контрактной системе;

- в реестр включаются соглашения об изменении и расторжении контракта не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания таких соглашений;

- проводится проверка источника финансирования в отношении заключения ряда контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включая случаи внесения изменений в них.

До 1 января 2025 года не проверяется в отношении проекта контракта с единственным поставщиком, направляемого через ЕИС.

Также возобновляются проверки соответствия источника финансирования и непревышения предельных размеров аванса в отношении проекта контракта, направляемого участнику закупки с использованием ЕИС.

(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

Изменены Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (01.01.2025)

Уточняется информация, включаемая в такой реестр контрактов.

В частности, в реестр контрактов включается в том числе следующая информация о заказчике:

- полное и сокращенное (при наличии) наименования;

- ИНН и КПП;

- идентификационный код заказчика;

- реквизиты открытого в Казначействе России лицевого счета получателя бюджетных средств в случае, если контракт заключен для обеспечения федеральных нужд.

Также в реестр контрактов должен включаться график платежей по контракту в разрезе каждого календарного года исполнения контракта, график платежей текущего финансового года в разрезе каждого календарного месяца исполнения контракта, учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный в соответствии с бюджетным законодательством.

Скорректирована информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), включаемая в реестр.

Предусмотрено, что в отношении государственного контракта по гособоронзаказу в реестр контрактов включаются дополнительные сведения.

Одновременно уточняются сведения, которые заказчик формирует и направляет в уполномоченный на ведение реестра орган в целях ведения реестра контрактов.

Предусмотрено проведение проверок уполномоченным органом на предмет непревышения указанной в представленных заказчиком сведениях цены контракта над объемом финансового обеспечения (в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы) для осуществления закупки, если иное не предусмотрено актом Президента РФ.

(Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 888; Письма Казначейства России от 19.07.2024 N 07-04-05/03-20282 и от 25.12.2024 N 95-09-11/05-683)

Возобновляют действие отдельные положения, касающиеся авансовых платежей в размере 90% и 30% при заключении госконтрактов (01.01.2025)

Речь идет об абзаце 4 подпункта "а" и подпункте "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496.

Внимание! Постановлением Правительства РФ от 13.05.2025 N 638, вступившим в силу с 22 мая 2025 года, действие указанных положений приостановлено до 31 декабря 2025 года включительно.

(Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 N 50)

Определены типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (01.01.2025)

Указанные положения применяются к отношениям, связанным с закупками авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2025 года, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после 1 января 2025 года.

(Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1550)

Обновлен порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие гостайну, а также порядок формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра (01.01.2025)

Новый порядок учитывает изменения, которые внесены в Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 N 888.

В частности, установлено, что в случае положительного результата проверки полученных от заказчика сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, проведенной органом Федерального казначейства, орган Федерального казначейства включает сведения в реестр контрактов и в течение 3 рабочих дней со дня включения (обновления) реестровой записи в реестре контрактов формирует и направляет заказчику 2 экземпляра выписки из реестра контрактов.

Обновлены формы документов, в том числе форма выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

(Приказ Казначейства России от 25.11.2024 N 17н; Письмо Казначейства России от 25.12.2024 N 95-09-11/05-683)

Срок применения некоторых особенностей госзакупок продлен до конца 2025 года (01.01.2025)

В частности, продлен срок заключения заказчиками контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в дополнительных случаях закупок у такого поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 339.

Одновременно продлен срок действия некоторых особенностей таких закупок.

Ранее предусматривалось, что указанные особенности применяются до конца 2024 года.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 494-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1909)

Срок, в течение которого предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства, продлен до конца 2025 года (01.01.2025)

Также продлен срок, в течение которого в случае, если проектной документацией объекта капстроительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства может являться поставка данного оборудования.

Ранее указанные сроки были установлены до 1 января 2025 года.

Кроме того, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 494-ФЗ)

Срок, в течение которого в некоторых случаях допускается изменение существенных условий контракта на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, продлен до конца 2025 года (01.01.2025)

Ранее указанный срок были установлен до 31 декабря 2024 года.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 494-ФЗ)

Правительство РФ уполномочено определять закупки, которые не включаются в расчет совокупного годового объема закупок у СМП и социально ориентированных НКО (01.01.2025)

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 494-ФЗ)